Сообщение о жизни и творчестве джерси бизе. Жорж бизе краткая биография

Джордж Бизе. Биография этого легендарного французского композитора начинается 25-ого октября 1838-ого года . Именно в этот день в Париже родился Александр-Сезар-Леопольд Бизе, которого родные назвали Джоржем. Мальчик воспитывался в атмосфере безграничной любви к музыке, поскольку его дядя и отец были учителями пения, а мать занималась игрой на фортепиано. Именно мама стала первым музыкальным учителем и наставником Джоржа. Дар проявился у мальчика еще в раннем детстве, уже с четырехлетнего возраста он знал ноты.

В 10-летнем возрасте Джорж поступил в консерваторию Парижа, где он проучился 9 лет. В годы учебы юноша написал довольно много музыкальных сочинений, среди которых симфония, с успехом исполняющаяся и в наши дни. В последний год своего обучения парень сочинил кантату на легендарный древний сюжет. С ней Бизе принял участие в конкурсе на написание одноактной оперетты, где она была удостоена премии. Окончив консерваторию, композитор Бизе в 1857 - 1860 годах жил в Италии . Там Джорж много путешествовал, знакомился с местным бытом. Во время пребывания в Италии он написал симфонию-кантату «Васко да Гама», а также несколько оркестровых пьес, некоторые из которых в последующем вошли в симфоническую сюиту «Воспоминания о Риме».

Когда Бизе вернулся в Париж, для него начались тяжелые времена. Для него оказалось не просто добиться признания, Джорж зарабатывал частными уроками, сочинял музыку на заказ, работал с чужими сочинениями. Через какое-то время скончалась его мама. Из-за постоянного перенапряжения, резких упадков творческих сил, которые сопровождали Бизе в течение всей жизни, гениальный композитор прожил недолго. В 1863-ем году Джордж представил оперу «Искатели жемчуга», в 1867-ом году он написал еще одну оперу «Пертская красавица». 1868-ой году в биографии композитора был тяжелым, у него начались серьезные проблемы со здоровьем, а также творческий кризис. В 1869-ом году он женился на дочке своего учителя, а в 1870-ом записался в Национальную гвардию.

Жизнь и творчество Джоржа Бизе. Зрелые годы композитора.


70-е годы стали расцветом творческой биографии Бизе. В 1871-ом году он снова начала заниматься музыкой и сочинил сюиту для фортепиано «Детские игры». Через короткое время он сочинил одноактную романтическую оперу «Джамиле», в 1872-ом году общественность увидела пьесу «Арлезианка», музыку к которой написал Бизе. Данная опера подтвердила творческую зрелость композитора. Принято считать, что именно она посодействовала появлению оперного шедевра, который написал Джорж Бизе, «Кармен» .

Невзирая на то, что «Кармен» Бизе, слушать которую одно удовольствие , была написана специально для постановки в театре Комической оперы, к данному жанру она относится лишь формально, поскольку по сути «Кармен» является музыкальной драмой, в которой автор ярко прорисовал народные сцены и персонажей.

Премьера произведения состоялась в 1875-ом году, однако она прошла неудачно. Бизе воспринял это очень тяжело, это сильно отразилось на его здоровье. Джорж Бизе опера «Кармен» была по достоинству оценена лишь после смерти автора , ее признали вершиной творчества Бизе спустя год после неудавшейся премьеры. Чайковский назвал оперу настоящим шедевром, который отражает сильнейшие музыкальные стремления целой эпохи, он был убежден, что «Кармен» будет пользоваться популярностью, неподвластной времени.

Уникальность творчества великого композитора выражалась не только в высочайших достоинствах его произведений, но также в глубоком понимании Бизе театральной музыки. Джорж Бизе умер 3-го июня 1875 года по причине сердечного приступа.

Похожие интересные статьи.

французский композитор периода романтизма

Краткая биография

Алекса́ндр Сеза́р Леопольд Бизе́ (фр. Alexandre-César-Léopold Bizet, при крещении получил имя Жорж , фр. Georges; 25 октября 1838, Париж - 3 июня 1875, Буживаль) - французский композитор периода романтизма, автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес, а также опер, самой известной из которых стала «Кармен».

Он родился 25 октября 1838 года в Париже в семье учителя пения Адольфа Армана Бизе. Был зарегистрирован под именем Александр-Сезар-Леопольд Бизе, но при крещении получил имя Жорж, под которым и был известен в дальнейшем. Первоначально занимался музыкой с матерью Анной Леопольдиной Эмэ (урожд. Дельсарт). Бизе поступил в Парижскую консерваторию за две недели до того, как ему исполнилось 10 лет. Занимался контрапунктом и фугой с П. Циммерманом, а также с замещающим его Ш. Гуно (впоследствии другом Бизе).

Уже во время учёбы в консерватории (1848-1857) Бизе пробовал себя в качестве композитора. В этот период он блестяще овладел композиторской техникой и исполнительским мастерством. Ференц Лист, услышавший в исполнении Бизе свою фортепианную музыку, воскликнул: «Бог мой! Я считал, что это может исполнить один человек – я. Но оказывается, нас двое !».

В 1857 году он разделил с Шарлем Лекоком премию на конкурсе, организованном Жаком Оффенбахом, за оперетту «Доктор Миракль» и получил Римскую премию. В том же году Бизе представил на конкурс кантату «Кловис и Клотильда», за которую также получил Римскую премию, что позволило ему прожить в Риме в течение трёх лет, сочиняя музыку и занимаясь своим образованием. Отчётным произведением (написание которого было обязательным для всех лауреатов Римской премии) стала опера «Дон Прокопио». Опера была неизвестна публике до 1895 года, когда композитор Ш. Малерб опубликовал описание «Дона Прокопио», найденного им в архиве умершего директора консерватории Обера. В 1906 году в редакции Малерба (с написанными им речитативами) первая опера Бизе была поставлена в театре Монте-Карло.

За исключением проведённого в Риме периода, Бизе прожил всю свою жизнь в Париже. После пребывания в Риме он вернулся в Париж, где посвятил себя написанию музыки. В 1863 году он написал оперу «Искатели жемчуга». В этот же период он написал «Пертскую красавицу» (1867), произведение для фортепиано «Детские игры» (1870), музыку к пьесе Альфонса Доде «Арлезианка» (1872). Премьера «Арлезианки» состоялась 11 октября 1872 года; ни пьеса, ни музыка успеха у публики не имели. Композитор сделал из музыки к «Арлезианке» концертную сюиту. В 1878 году П. И. Чайковский писал Н. Ф. фон Мекк: «Кстати о свежести в музыке, рекомендую Вам оркестровую сюиту покойного Bizet «L"Arlesienne». Это в своем роде шедевр» . Вторая сюита на музыки к спектаклю («Пастораль», «Интермеццо», «Менуэт», «Фарандола») была составлена Гиро уже после смерти Бизе.

В 1867 году журнал «Revue Nationale et Etrangère» предложил Бизе постоянное сотрудничество в качестве музыкального обозревателя, статьи Бизе выходят под псевдонимом Гастона де Бетси. Также он написал романтическую оперу «Джамиле» (1870), обычно рассматриваемую, как предшественницу «Кармен», и симфонию C-dur. Сам Бизе забыл о ней, и о симфонии не вспоминали до 1935 года, когда она была обнаружена в библиотеке консерватории. Симфония замечательна своим стилистическим сходством с музыкой Франца Шуберта, которая в тот период почти не была известна в Париже, за исключением, быть может, нескольких песен. В 1874-1875 годах композитор работал над «Кармен». Летом 1874 года, в Буживале, композитор заканчивает оперу, оркестровка партитуры заняла всего два месяца. Премьера оперы состоялась в парижском театре «Опера-Комик» 3 марта 1875 года и закончилась провалом. После премьеры Бизе был убеждён, что работа не удалась. Он умер от сердечного приступа спустя всего три месяца, не зная, что «Кармен» окажется вершиной его успеха и навсегда войдёт в число наиболее узнаваемых и популярных классических произведений мира. П.И. Чайковский, который был большим поклонником этой оперы писал: «...Но вот является француз (которого смело назову гениальным), у которого все эти пикантности и пряности не результат выдуманности, а льются свободным потоком, льстят слуху и в то же время трогают и волнуют. Он как бы говорит: «...вы не хотите ничего величавого, грандиозного и сильного, вы хотите хорошенького, вот вам и хорошенькое, joli. Bizet - художник, отдающий дань испорченности вкусов своего века, но согретый истинным, неподдельным чувством и вдохновением ».

Вскоре после постановки «Кармен» Бизе серьезно заболел, а в начале июня 1875 года произошло внезапное ухудшение, в результате чего он умер 3 июня в Буживале. После временного погребения на Монмартрском кладбище прах Бизе был перенесён на кладбище Пер-Лашез, где похоронены многие выдающиеся деятели искусства. После смерти Бизе его работы, за исключением «Кармен», в целом не получили широкого признания, их рукописи были розданы или утеряны, а опубликованные версии произведений зачастую пересматривались и изменялись другими авторами. Только спустя многие годы забвения его произведения начали исполняться всё чаще, и лишь с XX века имя Жоржа Бизе по достоинству встало в один ряд с именами других выдающихся композиторов. В свои 36 лет жизни он не успел создать собственной музыкальной школы и не имел каких-либо явных учеников или последователей. Преждевременная смерть Бизе в самом начале расцвета его зрелого творчества оценивается как значительная и невосполнимая потеря для мировой классической музыки.

3 июня 1869 года Жорж Бизе сочетался браком с Женевьев Галеви, двоюродной сестрой Людовика Галеви - создателя музыкального жанра «оперетта». В 1871 году у Жоржа и Женевьевы родился их единственный сын Жак, который в последующем был близким другом Марселя Пруста.

Память

  • Муниципальная консерватория (фр. Conservatoire municipal du 20e Georges Bizet ) в XX округе Парижа носит его имя.
  • В его честь названа площадь в Андерлехте (Брюссельская агломерация).

Творчество

Оперы

  • «Дон Прокопио» (опера-буффа, на итальянском языке, 1858-1859, поставлена 1906, Монте-Карло), существует также в оркестровке Леонида Фейгина
  • «Любовь-художница» (фр. L’Amour peintre, либретто Бизе, по Ж. Б. Мольеру , 1860, не окончена, не опубликована)
  • «Гузла Эмира» (комическая опера, 1861-1862)
  • «Искатели жемчуга» (фр. Les Pecheurs de perles, 1862-1863, поставлена 1863, «Театр лирик», Париж
  • Иван IV (1862-1865), поставлена в 1951 году в Grand Théâtre de Bordeaux
  • «Никола Фламель» (1866, фрагменты)
  • «Пертская красавица» (фр. La Jolie fille du Perth, 1866, поставлена 1867, «Театр лирик», Париж)
  • «Кубок Фульского короля» (фр. La Coupe du roi de Thule, 1868, фрагменты)
  • «Кларисса Гарлоу» (комическая опера, 1870-1871, фрагменты)
  • «Каландарь» (комическая опера, 1870), Гризельда (комическая опера, 1870-1871, не окончена)
  • «Джамиле» (комическая опера, 1871, поставлена 1872, театр «Опера комик», Париж)
  • «Дон Родриго» (1873, не окончена)
  • «Кармен» (драматическая опера, 1873-1874, поставлена 1875, театр «Опера комик», Париж; речитативы написаны Э. Гиро, после смерти Бизе, для постановки в Вене, 1875)

Оперетты

  • Анастасия и Дмитрий
  • Мальбрук в поход собрался (Malbrough s’en va-t-en guerre, 1867, театр «Атеней», Париж; Бизе принадлежит 1-е действие, другие 3 действия - И. Э. Легуи, Э. Жонасу, Л. Делибу)
  • Соль-си-ре-пиф-пан (1872, театр «Шато-д’о», Па)
  • Ангел и Товия (L’Ange et Tobia, около 1855-1857)
  • Элоиза де Монфор (1855-1857)
  • Очарованный рыцарь (Le Chevalier enchanté, 1855-1857)
  • Эрминия (1855-1857)
  • Возвращение Виргинии (Le Retour de Virginie, около 1855-1857)
  • Давид (1856)
  • Кловис и Клотильда (1857)
  • Доктор Миракль (1857)
  • Песня веку (Carmen seculaire, по Горацию , 1860)
  • Женитьба Прометея (Les Noces de Promethee, 1867)

Оды-симфонии

  • Улисс и Цирцея (по Гомеру , 1859)
  • Васко да Гама (1859-1860)

Оратория

  • Женевьева Парижская (1874-1875)

Произведения для хора и оркестра (или фортепиано)

  • Хор студентов (Choeur d’etudiants, мужской хор, до 1855)
  • Вальс (C-dur, 1855)
  • Те Deum (для солистов, хора и оркестра, 1858)
  • Залив Байя (Le Golfe de Bahia, для сопрано или тенора, хора и фортепиано, около 1865; музыка использована в опере «Иван Грозный », имеется переработка для фортепиано)
  • Ave Maria (для хора и оркестра, слова Ш. Гранмужена, после 1867)
  • Песня прялки (La Chanson du Rouet, для солиста, хора и фортепиано, после 1867) и др.

Для хора без сопровождения

  • Святой Иоанн из Патмоса (Saint-Jean de Pathmos, для мужского хора, слова В. Гюго , 1866)

Произведения для оркестра

  • Симфонии (№ 1, C-dur, Юношеская, 1855, партитура опубликована и исполнена 1935; № 2, 1859, уничтожена Бизе)
  • Рим (C-dur, 1871, первоначально - Воспоминания о Риме, 1866-1868, исполнена 1869)
  • Увертюры, в том числе Родина (Patrie, 1873, исполнена 1874)
  • Сюиты, в том числе Маленькая сюита (Petite suite, из фортепианных дуэтов Игры детей, 1871, исполнена 1872), сюиты из Арлезианки (№ 1, 1872; № 2, составил Э. Гиро, 1885)
  • Биография Жоржа Бизе – молодые годы.
    Жорж Бизе родился в Париже 25 октября 1838 года. Полное его имя - Александр-Сезар-Леопольд Бизе, но родные называли его Жоржем. Воспитывался Жорж Бизе в атмосфере любви к музыке: его отец и дядя по материнской линии были учителями пения, а мать играла на фортепиано. Она и стала его первым учителем музыки. Дарование Бизе проявилось в очень раннем возрасте: уже с четырех лет он знал ноты.
    В возрасте десяти лет Бизе поступил в Парижскую консерваторию, в которой учился девять лет. Учителями Бизе были известнейшие музыкальные деятели Франции: А. Мармонтель, П. Циммерман, композиторы Ф. Галеви и Ш. Гуно. Хотя сам Бизе позже признавался, что его гораздо больше привлекала литература, его музыкальные занятия были очень успешными: уже в годы своей учебы он написал немало музыкальных сочинений. Среди них стала лучшим произведением симфония, созданная им в 17 лет, которая с успехом исполняется по сей день.
    В последний год обучения Бизе сочинил кантату на древний легендарный сюжет, с которой принял участие в конкурсе на написание одноактной оперетты, и которая получила премию. Также Бизе получал премии на конкурсах по фортепианной и органной игре, а самой большой его наградой за время обучения стала большая Римская премия за кантату "Кловис и Клотильда", которая давала ему возможность на получение государственной стипендии и четырехлетнее проживание в Италии.
    После окончания консерватории Бизе жил в Италии с 1857-го по 1860 годы. Там он много путешествовал и занимался своим образованием, знакомился с местным бытом. В то время молодой композитор находился на перепутье: он не нашел еще своей темы в музыкальном творчестве. Однако он определился с формой подачи своих будущих произведений – для этого он выбрал театральную музыку. Он интересовался парижскими оперными премьерами и музыкальным театром, отчасти из меркантильных соображений, так как в этой области в те времена было легче добиться успеха.
    За время пребывания в Италии Бизе написал симфонию-кантату «Васко да Гама» и несколько оркестровых пьес, часть которых впоследствии вошли в симфоническую сюиту «Воспоминания о Риме». Три года, проведенные в Италии, были довольно беззаботным временем в биографии Жоржа Бизе.
    По возвращению в Париж для Бизе начались тяжелые времена. Добиться признания оказалось не так просто, и Бизе зарабатывал частными уроками, писал музыку на заказ в легком жанре и работал с чужими сочинениями. Вскоре после приезда Бизе в Париж скончалась его мать. Постоянное перенапряжение, резкие упадки творческих сил, сопровождающие композитора на протяжении всей жизни, стали причиной непродолжительной жизни гениального композитора.
    Но Бизе не искал легких путей к признанию. Хотя он мог стать прекрасным пианистом и более быстро добиться успеха на этом поприще, он полностью отдался композиторской деятельности. «Я не хочу ничего делать для внешнего успеха, блеска, я хочу иметь идею, прежде чем начинать какую-нибудь вещь...» - так писал сам Бизе о своем выборе. О разнообразии его творческих замыслов можно судить по найденным неоконченным произведениям, которые за свою непродолжительную жизнь Бизе не успел довести до конца, таким как опера «Иван Грозный», найденная лишь в 30-х годах нашего века.
    В 1863 году состоялась премьера оперы Бизе «Искатели жемчуга», которая, хоть и выдержала восемнадцать спектаклей, не имела большого успеха. Еще одна опера Бизе, «Пертская красавица», была написана в 1867 году и также не получила одобрения публики. Сам Бизе был вынужден согласиться с мнением критиков и пережить этот кризисный момент в своей музыкальной карьере. Однако именно в "Пертской красавице" проявились первые черты реализма Бизе, который стремился изменить стиль комической оперы, наделив ее глубокими жизненными конфликтами и чувствами.
    Далее следовал тяжелый 1868 год в биографии Жоржа Бизе, когда он помимо серьезных проблем со здоровьем испытывал продолжительный творческий кризис. В 1869 году Бизе женился на дочери своего учителя, Женевьеве Галеви, а в 1870 году во время Франко-прусской войны Бизе записался в Национальную гвардию, что не могло не отразиться тяжело на молодой семье и творческой работе композитора.
    Биография Жоржа Бизе – зрелые годы.
    70-е годы были временем расцвета творческой биографии Жоржа Бизе. В 1871 году он снова начинает заниматься музыкой и сочиняет сюиту для фортепиано "Детские игры".
    Вскоре Бизе сочиняет одноактную романтическую оперу "Джамиле", а в 1872 году состоялась премьера пьесы Альфонса Доде «Арлезианка». Музыка, написанная Бизе к этой пьесе, вошла в золотой фонд мировых симфонических произведений и стала новой вехой в творческой биографии бизе. Премьеры этих пьес прошли неудачно, несмотря на высокие достоинства музыки Бизе. Сам же Бизе считал оперу "Джамиле" началом своего нового пути. «Джамиле» стала подтверждением творческой зрелости Бизе. Считается, что именно это произведение привело композитора к его оперному шедевру «Кармен».
    Несмотря на то, что "Кармен" была написана для постановки в театре Комической оперы, к этому жанру ее можно отнести только формально, так как «Кармен» является, по сути, музыкальной драмой, в которой композитору удалось ярко прорисовать народные сцены и персонажей.
    Премьера «Кармен» состоялась в 1875 году и прошла неудачно, что было очень тяжело воспринято композитором и сильно повлияло на его здоровье. «Кармен» была оценена по достоинству уже после смерти Бизе и была признана вершиной его творчества через год после неудачной премьеры. Петр Чайковский называл "Кармен шедевром, отражающим «в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи» и был убежден в неподвластной времени популярности оперы.
    Уникальность творчества Жоржа Бизе выразилась не только в высоких достоинствах его музыки, но и в глубоком понимании им театральной музыки.
    Умер Жорж Бизе 3 июня 1875 года от сердечного приступа.

    Жорж Бизе. «Кармен».

    Жорж БизеОпера «Кармен» – кульминация всего творчества известного французского композитора Жоржа Бизе и одна из самых лучших опер в мире. К тому же «Кармен» была последней оперой, написанной Бизе: ее премьера состоялась 3 марта 1875 года, за три месяца до смерти композитора. Даже считается, что преждевременный уход композитора был ускорен невероятным скандалом вокруг оперы: зрители считали сюжет неприличным, а музыку слишком сложной и подражательной. Постановка не просто была не успешной, казалось, это был грандиозный провал.

    Главная героиня оперы, Кармен, – одна из самых блистательных оперных героинь. Страстный темперамент, женская привлекательность наряду с независимостью. Эта трактовка выразительного образа Кармен мало напоминает литературную героиню, взятую за основу. Кармен Жоржа Бизе лишена хитрости, вороватости, всего мелкого и обыденного. Бизе добавил Кармен черты трагического величия: ценой собственной жизни она доказывает свое право любить и быть любимой. Вероятно именно эта трагичность героини и делает ее такой привлекательной для зрителей.

    Музыка оперы полна изумительных мелодий, а сюжет предельно драматичен. В ней столько жизни и неподдельности, что делает Кармен понятной и близкой зрителю. «Кармен» – неповторимый шедевр оперной музыки.

    Cюжет оперы «Кармен»

    Главные герои оперы – цыганка Кармен, сержант дон Хосе, его невеста Микаэла и Жорж Бизетореадор Эскамильо. Главная героиня связана с контрабандистами, она соблазняет сержанта, но, со временем чувства к нему охладевают, и Кармен влюбляется в тореадора.

    Сложная перипетия взаимоотношений героев, их смешанные чувства создают многолинейный сюжет, но именно в этом хитросплетении проявляется искренность и темпераментность Кармен, ее независимость и неподдельность и обрисовывается вся гамма сложных взаимоотношений героев. И гениальность Жоржа Бизе в том, что музыкальными средствами он так выразительно продемонстрировал внутреннюю целостность, чистоту и искренность выражения чувств Кармен. Созданная композитором Кармен – это воплощение женской самобытности и обаяния, бесстрашия и решительности, стремления оставаться самой собой несмотря ни на что.

    Сегодня пожалуй не найдется человека который не знал бы оперу «Кармен». Сюиту №2 и «Марш Тореадоров» знают все. Музыка сделала эту оперу поистине народной. Однако, так было не всегда.

    Всем известно, что над оперой «Кармен» работал известный композитор Жорж Бизе. Он начал работу над этой оперой в 1874 году. Сюжет этой оперы взят из романа Проспера Мериме который носит одно название с оперой. Но если быть точнее, то за основу взята именно третья глава этого романа.

    Конечно в этой опере далеко не все представлено как в романе. К примеру в самой опере сценаристы несколько сгустили краски. Подчеркнув в персонажах именно те черты которые объясняли их поведение. Но, что самое важное в этой опере, как и во всем, что писал Жорж Бизе «Кармен» не была просто оперой для буржуазии. Взятые сцены из жизни простых людей сделали эту оперу по настоящему любимой народом. Ведь в ней все понятно и так близко и в то же время не лишено романтики.

    Однако не все было так как сейчас. И опера «Кармен» не была принята Парижским обществом. Возможно это стало одной из причин по которым умер великий композитор. Жорж Бизе умер через три месяца после премьеры «Кармен». Однако нельзя сказать, что в свое время «Кармен» была безнадежной оперой. Ведь она имела большой успех в странах восточной Европы и в России. А Петр Ильич Чайковский назвал эту оперу Шедевром буквально напророчив ей всеобщую любовь.

    Все знают, что опера «Кармен» это повествование о любви. И действие ее происходит в Испании. Но, что больше всего удивляет так это то, что Жорж Бизе создал самую Испанскую оперу ни разу не побывав в Испании. А сама опера «Кармен» стала классикой Испанской музыки. Ведь сюита №2 считается лучшим образцом классического фламенко. Основной ритм этой сюиты до сих пор служит основой многих произведений для фламенко. А «Марш Тореодоров» считается самым лучшим пассадоблем. Так, что и в самом деле «Кармен» - самая Испанская, Французская опера.

    Опера Жоржа Бизе Кармен (Carmen) впервые была представлена зрителям в 1875 году. Сюжет оперы взят из произведения Просперо Мериме. В центре событий - цыганка Кармен, поступки и образ жизни которой задевают и меняют судьбы тех, кто оказывается с ней рядом. Исполненная духом свободы и отрицания законов, Кармен наслаждается вниманием мужчин, не задумываясь об их чувствах.

    В России первая постановка оперы прошла в Мариинском театре, и в дальнейшем обошла все известные театральные заведения. Все 4 акта постановки наполнены действием, яркими красками и естественными чувствами. Опера полюбилась зрителям именно из-за обилия страстей, без пафоса и высоких форм, ведь на протяжении 2 часов мы наблюдаем историю из жизни простых людей, которые не смогли обуздать свои желания. Хотя 100 лет назад оперу признали вульгарной и безобразной, и крайне не рекомендовали к просмотру все известные печатные издания. Благодаря буре, вызванной в СМИ того времени, оперу посмотрели множество людей хотя бы из любопытства. Лучшей рекламы невозможно и придумать. Зрителю Кармен пришлась по душе, и по сей день история вольной жизни и случайной смерти цыганки притягивает в театр массу людей

    Краткое содержание оперы.
    Кармен – красивая, вспыльчивая, темпераментная цыганка, работающая на сигаретной фабрике. Из-за драки, возникшей среди девушек фабриканток, Карменарестовывают и приводят в полицейский участок. Там она томиться в ожидании ордера, и ее стережет сержант Хозе. Цыганка смогла влюбить его и уговорить отпустить на свободу. Хозе на тот момент имел невесту, хорошую должность и одинокую мать, но встреча с Кармен перевернула всю его жизнь. Он отпускает ее, и лишается работы и уважения, становится простым солдатом.
    Кармен продолжает веселиться, посещает пабы и сотрудничает с контрабандистами. Попутно кокетничает с Эскамильо, известным красавцем тореадором.Хозе, в пылу ссору поднявший руку на своего начальника, не имеет другого выбора, кроме как остаться со своей Кармен и ее друзьями, незаконно перевозящими грузы. Он безумно ее любит, давно забыл про невесту, вот только Кармен меняет свои чувства по настроению, и Хозе ей наскучил. Ведь на горизонте появился Эскамильо, богатый и знаменитый, который пообещал дать бой в ее честь. Финал предсказуем и трагичен. Как Хозе не умолял Кармен вернуться к нему, она в резких выражениях говорит, что все кончено. Тогда Хозе убивает свою любимую, чтобы она не досталась никому

    Финальная сцена смерти на фоне публичного выступления Эскамильо, который и сам уже охладел к Кармен, является самой запоминающейся сценой всей оперы.

    Француз Жорж Бизе был великим театральным композитором. Самым знаковым произведением в его творчестве стала опера « », которая и по сей день остаётся знаменитой и любимой публикой.

    Бизе воспитывался в интеллектуальной среде: его отец преподавал пение, а мать была пианисткой. Она и стала учить четырёхлетнего Жоржа игре на этом инструменте. В десять лет он поступил в Парижскую консерваторию. Там его обучали великие французские музыканты: Антуан Мармонтель, Пьер Циммерман, Фроманталь Галеви, Шарль Гуно. Талант Бизе был очевиден: мальчик виртуозно играл на фортепиано, становился победителем в теоретических конкурсах, заинтересовался игрой на органе.

    Обучаясь в консерватории, Бизе создаёт непринужденную Симфонию до мажор и комическую оперу «Дом доктора». После выпуска из консерватории композитор получает Римскую премию за кантату «Кловис и Клотильда», обеспечившую четырёхлетнее проживание в Италии и получение стипендии. В это же время Бизе пишет оперетту «Доктор Миракль» и побеждает с ней в конкурсе, объявленном Жаком Оффенбахом.

    Пребывание в Италии благотворно влияет на молодого композитора. Его вдохновляет живописная южная природа, шедевры архитектуры и живописи, книги об искусстве. Бизе погружается в творческий мир Моцарта и Рафаэля. Его творчество становится изящным, вкус – тонким, мелодии – насыщенными. Его влечет оперная музыка, её свойство быть неотъемлемой частью сценического действа. Под влиянием произведений он создаёт комическую оперу «Дон Прокопио» и оду-симфонию «Васко да Гама».

    После этого Бизе возвращается в Париж, и здесь начинаются муки творчества и время безденежья. Он перекладывает оперные партитуры других композиторов, пишет музыку для кафе-концертов, работая ради куска хлеба. Параллельно с этим он старается писать новые серьёзные произведения, обращаясь к лирической опере. Он создаёт оперы « » (1863), насыщенную атмосферой востока, и «Пертская красавица» (1867), рассказывающую о жизни простых людей. Эти произведения имели огромный успех у публики, что улучшило положение композитора. Вслед за этим Бизе пишет не самую удачную оперу «Иван Грозный», которую зрители так и не увидели. Автор начинает сочинять музыку для больших и камерных оркестров. К таким произведениям можно отнести симфонию «Рим», ансамбль для фортепиано «Детские игры», романсы.

    Жорж Бизе также открыто выражает свою гражданскую позицию. В 1870 году он вступает в Национальную гвардию, сражавшуюся во франко-прусской войне. Плодом этого периода его жизни стала патриотичная увертюра «Родина» (1874). В это десятилетие наступает расцвет творческой жизни Бизе. В 1872 году с грандиозным успехом проходит премьера оперы «Джамиле», созданной по поэме Альфреда де Мюссе. Постановка, рассказывающая о чистой любви, открывает новые горизонты в творчестве музыканта.

    Произведения Бизе отличаются бескомпромиссностью и правдивостью изображения жизненных трагедий, сочетающимися с филигранностью стиля. Автор боготворит Уильяма Шекспира, Микеланджело, .

    Одним из шедевров Бизе является сопровождение к драме Альфонса Доде «Арлезианка» (1872). Действие разворачивается в Провансе, и музыка, в которую композитор включает народные мотивы, отражает неповторимый колорит этого региона Франции. Оркестр звучит непринужденно и ярко. В музыке слышны колокольные перезвоны и звуки народного гулянья. Именно в этом произведении Бизе вводит саксофон в симфонический оркестр.

    В последние годы своей жизни Бизе создал незаконченную оперу «Дон Родриго» и «Кармен» (1875), принёсшую ему наибольшую славу.

    Опера «Кармен» – это музыкальная драма, обнажающая противоречия жизни. В её основе лежит сюжет Проспера Мериме, но авторские образы преисполнены поэтических символов. Все персонажи обладают индивидуальными характерами: красавица-цыганка Кармен, тореадор Эскамильо, контрабандисты… Эти герои свободны и стихийны, их энергия мощная и страстная. Продумывая эти образы, Бизе проникается испанской музыкой и использует ритмы хабанеры, сегидильи и поло. Им противопоставлен спокойный и уютный мир Хозе и Микаэлы. В их дуэте прослеживаются романсные интонации. Столкновение миров Кармен и Хозе делает из обычной любовной драмы трагедию, в которой воспеты любовь, страсть и свобода.

    Сложно поверить, что премьера этой оперы с треском провалилась. Пресса и публика отреагировали на неё резко негативно.

    Спустя три месяца, 3 июня 1875 года, композитор умер, так и не узнав дальнейшей судьбы своего творения: буквально через год после провальной премьеры «Кармен» с триумфом проходит на крупнейших сценах Европы.

    Музыкальные Сезоны

    Копирование запрещено.

    Как звали композитора Бизе? Многие эрудиты тотчас ответят: Жорж. Это и правда, и не совсем. Имя Жорж великий музыкант получил при крещении, а на самом деле его звали Александр Сезар Леопольд.

    Детство и ранние годы

    Будущий композитор Бизе родился 25 октября 1838 года в столице Франции Париже. Его отец, Адольф Бизе, зарабатывал на жизнь парикмахерским делом и непосредственно изготовлением париков. Чуть позже Адольф начал давать уроки музыки, хотя у него не было никакого начального образования в сфере искусства. Мать Жоржа, Эме, работала пианисткой, а ее брат Франсуа Дельсарт прославился как талантливый певец и преподаватель вокала, выступавший при дворах и Наполеона III. Жорж был единственным ребенком в семье. С ранних лет он учился игре на пианино у своей матери, демонстрируя потрясающие способности, и уже 9 октября 1848 года, за две недели до десятого дня рождения, поступил в Парижскую Музыкальную Консерваторию. Именно в этом учебном заведении талантливый юноша сочинил свои первые известные композиции.

    Музыкальная карьера

    В ноябре 1855 года, в возрасте семнадцати лет, юный композитор Бизе написал первую симфонию в качестве домашнего задания. До 1933 года она оставалась безызвестной и впоследствии была совершенно случайно обнаружена в архивах библиотеки Парижской Консерватории. Впервые эту симфонию сыграли в 1935 году, и она мгновенно получила всеобщее признание в качестве шедевра, написанного юным, но способным и одухотворенным музыкантом.

    В последующие годы молодой композитор участвовал в различных творческих конкурсах, стремясь завоевать денежные премии и престижные призы, и в итоге победил в соревновании авторов оперы, устроенном Оффенбахом. Первое место и приз в 1200 франков Жорж разделил с Шарлем Лекоком. В нескольких других конкурсах уже достаточно Бизе выиграл внушительный грант, на который безбедно жил следующие пять лет. Из них первые два года он провел в Риме, год - в Германии и последние два года - в Париже.

    В расцвете сил

    В июле 1860 года, после того как Жорж покинул Рим и все еще колесил по Италии, ему в голову пришла идея написать симфонию из четырех частей, в которой каждый фрагмент представлял бы собой музыкальное воплощение итальянского города - соответственно, Рима, Венеции, Флоренции и Неаполя. Однако в том же году композитор Бизе узнал о том, что его мать серьезно больна, и был вынужден закончить итальянские путешествия. В сентябре 1860 года он вернулся в Париж; спустя год мать музыканта скончалась. Только в 1866 году он наконец написал первую версию законченной симфонии. До 1871 года он всячески корректировал свое музыкальное сочинение - и скоропостижно скончался сам, так и не успев довести вдохновленное Италией творение до идеала. В 1880 году оно было опубликовано под названием "Римская симфония".

    Чем же на самом деле прославился Бизе-композитор? "Кармен" - опера, написанная на основе одноименной новеллы французского писателя Проспера Мериме, стала его самой значительной и знаменитой работой. Главная роль по замыслу музыканта предназначалась для меццо-сопрано. Большую часть оперы автор написал летом 1873 года, однако она оставалась незавершенной вплоть до конца следующего, 1874 года. Вероятно, в связи с проблемами в личной жизни и расставанием с женой на целых два месяца. Хотя слушатели вначале не слишком тепло приняли "Кармен", она остается лучшим произведением Бизе.

    Личная жизнь

    Композитор Бизе женился на дочери своего покойного учителя, Женевьеве Галеви, 3 июня 1869 года. Когда в июле следующего года началась франко-прусская война, музыкант, как и многие другие его творческие соотечественники, присоединился к Французской Из-за войны и послевоенного хаоса Жорж приостановил работу над многими произведениями. 10 июля 1871 года Женевьева родила Жоржу первого и единственного ребенка - сына по имени Жак.

    Смерть

    Композитор Бизе, биография которого на сегодняшний день известна каждому профессиональному музыканту, умер от сердечного приступа в возрасте тридцати шести лет. Ходили слухи, что Эли-Мириам Делаборд, якобы приходившийся незаконнорожденным сыном Шарлю-Валентину Алькану, мог быть косвенно виновен в смерти Жоржа, так как незадолго до смерти последнего двое мужчин устроили соревнование по плаванию, после которого Бизе сильно простудился и слег с лихорадкой. В то время подозревали даже убийство и суицид, так как слева на шее у композитора обнаружили ранение, схожее с огнестрельным. Историки, впрочем, считают, что так выглядел лимфатический узел, который вследствие тяжелого заболевания и сердечного приступа набух и прорвался. Бизе умер в шестую годовщину собственного бракосочетания, ровно через три месяца после первого выступления "Кармен". Его кончина наступила внезапно именно тогда, когда он начал находить собственный "взрослый", неповторимый стиль. Жоржа Бизе похоронили на кладбище Пер-Лашез в Париже рядом с не менее известными музыкантами Шопеном и Россини.



Copyright © 2024 Алименты. Развод. Дети. Усыновление. Брачный договор.