Что такое митрополия определение по истории. Митрополия — новая форма взаимодействия епархий

(со времени учреждения патриаршества и до начала XXI века), митрополией называли также епархию, возглавляемую митрополитом , но не имеющую подчинённых епископий. Аналогичная ситауция сохраняется в Элладской православной церкви , где де-факто все правящие архиереи (кроме предстоятеля) имеют титул митрополита и возглавляют «митрополии».

Во времена Римской империи

Эпизодические попытки местных великих князей иметь в своих великих княжествах обособленные митрополии происходили в XI-XII веках и привели к учреждению в XIV веке Литовской и Галицкой митрополий.

В 1596-1620 годах Киевская митрополия пребывала в унии . После возобновления , она существовала в составе Константинопольского патриархата - вплоть до присоединения к Московскому Патриархату в 1687 году.

Вопрос о создании митрополий в Русской Церкви поднимался на московских церковных соборах XVII века , однако тогда были созданы лишь четыре митрополии: Московская, Казанская, Астраханская, Сибирская. При этом епархии не были включены в состав образованных митрополий: их епископы, как следствие, подчинялись напрямую Московскому Патриарху , а митрополии фактически представляли собой просто епархию с митрополитом во главе. В синодальный период количество таких епархий сократилось до трёх: Московской, Санкт-Петербургской и Киевской. В начале XX века вопрос вновь стал обсуждаться епархиальными епископами, клиром , церковными учёными и общественностью . По итогам глубоких дискуссий был разработан проект, представленный на рассмотрение Поместного собора Православной российской церкви 1917-1918 годов .

7 сентября 1918 года Собор вынес определение, в котором было сказано: «Священный Собор, руководствуясь священными канонами, определяет: учредить в Российской Церкви церковные округа, а установление числа округов и распределение по ним епархий поручить Высшему Церковному Совету…» .

На рубеже 1920-1930-х годов заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и временным при нём Синодом во исполнение постановления Поместного Собора были образованы церковные области (округа) и принято Положение о полномочиях областного епископа . Однако в связи с массовым закрытием храмов, монастырей и епархий в результате обрушившихся на Русскую церковь большевистских репрессий эта структура вновь была утрачена , и ей не было позволено возродиться во второй половине 1940-х годов, после «конкордата » Сталина и Московской Патриархии.

В мае 2011 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл начал реформу епархиального устройства Русской православной церкви. При этом происходило разукрупнение епархий путём создание новых. По словами игумена :

Создание митрополий как нового уровня взаимодействия епархий связано с тем, что с мая этого года создаются новые епархии, границы которых не совпадают с границами субъектов Российской Федерации. Возникла новая ситуация: на территории одного субъекта Федерации возникает несколько епархий. По понятным причинам сразу же возник вопрос о взаимодействии этих епархий как между собой, так и со светской властью. Простой пример: как строить отношения с департаментом образования области по вопросам ОПК? Очевидно, что департаменту со стороны Церкви нужен один координатор. И таких ситуаций немало. В связи с этим в июле Священный Синод поручил комиссии Межсоборного присутствия, которую возглавляет управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , изучить этот вопрос. По итогам интенсивной работы был разработан проект документа, который предлагал объединить епархии внутри одного субъекта Федерации в митрополии .

Комиссией Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви были разработаны предложения по координации деятельности епархий, находящихся в одном регионе.

6 октября 2011 года было утверждено «Положение о Митрополиях Русской Православной Церкви» , и в результате в Московском патриархате постепенно введена трёхступенчатая структура организации епархиального управления: Патриархат - митрополия - епархия. При этом понятия «митрополия» и «митрополичий округ» разделялись, так как они стали обозначать разные формы объединения епархий; ранее эти термины зачастую употреблялись как синонимы.

В октябре 2011 года Священный Синод внес важную корректировку в процесс разукрупнения епархий. Епархии, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, стали объединяться в митрополии.<…>

Канонически Митрополит есть старший собрат - старший епископ в митрополии. Он призван добрым советом помогать младшим епископам управлять епархиями, заботиться о пастве всей своей митрополии. Кроме того, региональным государственным властям зачастую на порядок сложнее взаимодействовать с каждой епархией по отдельности. Поэтому митрополитам поручено также координировать диалог руководств подведомственных епархий с властями субъектов федерации.

В результате реформы на территории России образовано несколько десятков митрополий, границы которых должны совпадать с границами одного из 85 субъектов Российской Федерации . При этом наряду с епархиями, образованными в рамках нескольких районов , входящих в состав субъектов Российской Федерации , существуют и епархии, включающие всю территорию субъекта Российской Федерации и не входящие в митрополию. РПЦ также имеет возглавляемые митрополитами подразделения за пределами РФ, которые не объединяют несколько епархий, как то

На вопрос Чем отличается патриарх от митрополита? заданный автором Катюшка Колесникова лучший ответ это Званием и должностью

Ответ от Невроз [гуру]
И тот и другой имеют свою паству (верующих людей) .
1. Митрополит отвечает только за свою автономию.
А Патриарх за всех верующих, за все свои автономии.
2. Митрополит пост (сан) который может быть изменен.
Патриарх сан пожизненно.
3. Обязанности тоже разные.
Везде есть своя иерархия и это нормально. Кто то должен отвечать за дела... .
Удачи


Ответ от Поросятина [гуру]
Патриа́рх (греч. Πατριάρχης, от греч. πατήρ - «отец» и ἀρχή - «господство, начало, власть») - титул предстоятеля автокефальной православной Церкви в ряде Поместных Церквей; также титул старшего епископа в некоторых иных Церквах; исторически, до Великого раскола, присваивался пяти епископам Вселенской Церкви (Римскому, Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому) , которые обладали правами высшей церковно-правительственной юрисдикции.
В России первый Патриарх был поставлен московским Собором под председательством Константинопольского Патриарха Иеремии II в 1589. Русские Патриархи являлись в конце XVI-XVII веков крупными феодалами-землевладельцами и активно участвовали в политической жизни государства.
Наибольшего могущества власть Патриарха в России достигла при Филарете. При Никоне произошло столкновение между ним и царём Алексеем Михайловичем, причиной которого были притязания Никона на полный судебный и имущественный иммунитет Церкви.
Постепенное подчинение Патриархов светской власти завершилось при Петре I, который после смерти Патриарха Адриана в 1700 назначил не Патриарха, а Блюстителя Патриаршего Престола, а в 1721 учредил Святейший Синод.
Патриаршество было восстановлено на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918.
Митрополи́т (греч. μητροπολίτης) - первый по древности епископский титул в Церкви. Первоначально был епископом христианской церкви, резиденция которого находилась в главном городе, или метрополии (Μητρόπολις), провинции Римской империи.
Первое известное упоминание титула Митрополит содержится в канонах Никейского Вселенского Собора 325, который окончательно определил его место в церковной организации.
Под председательством митрополитов проходили Соборы епископов провинции (ἤ ἐπαρχία). Непосредственно о них гласит 34-е Апостольское правило: «епископам всякаго народа подобает знати перваго в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающаго их власть не творити без него». Зонара в толковании этого канона именует первенствующих епископов «архиереями митрополии» , то есть центра той или иной провинции империи.
В Русской Церкви титул первоначально, в период иерархической зависимости от Константинопольского Престола, присваивался исключительно её предстоятелю - Митрополиту Киевскому и всея Руси.
Киевский митрополит, за единичными исключениями, назначался в Константинополе совместным указом императора и константинопольского патриарха. Епископы в удельных княжествах пользовались значительною автономией от Киевского митрополита.
Киевская кафедра находилась под патронатом великокняжеской власти. В строгом смысле нельзя говорить, однако, о ясных «патронатных отношениях» в силу того, что отсутствовало их чёткое правовое оформление. Стремление к эмансипации церковной власти наметилось только в конце XIV-начале XV веков. Нарушались (как во времена Древней Руси, так и позже) привилегии духовенства: неприкосновенность, исключительная подсудность духовенства Церкви, посильная ответственность, свобода духовных лиц от личных и имущественных податей и повинностей. В ведении Митрополита находились:
1. все «люди церковные» ;
2. все преступления мирян против церкви и веры, благочиния, с включением святотатства;
3. все дела, относящиеся к браку, правам родителей; споры о наследстве;
4. наблюдение за верностью торговых весов и мер.
В 1147 на Киевскую митрополию без санкции Константинопольского престола был поставлен митрополит Климент Смолятич. Это вызвало раскол между киевской митрополией и епархиями Новгорода, Смоленска, Полоцка и Суздаля. В 1162 году Андрей Боголюбский просил константинопольского патриарха Луку Хризоверга учредить митрополию во Владимире, однако получил отказ.

Впоследствии, в частности в Русской церкви (со времени учреждения патриаршества и до начала XXI века), митрополией называли также епархию, возглавляемую митрополитом , но не имеющую подчинённых епископий. Аналогичная ситауция сохраняется в Элладской православной церкви , где де-факто все правящие архиереи (кроме предстоятеля) имеют титул митрополита и возглавляют «митрополии».

Во времена Римской империи

Эпизодические попытки местных великих князей иметь в своих великих княжествах обособленные митрополии происходили в XI-XII веках и привели к учреждению в XIV веке Литовской и Галицкой митрополий.

В 1596-1620 годах Киевская митрополия пребывала в унии . После возобновления , она существовала в составе Константинопольского патриархата - вплоть до присоединения к Московскому Патриархату в 1687 году.

Вопрос о создании митрополий в Русской Церкви поднимался на московских церковных соборах XVII века , однако тогда были созданы лишь четыре митрополии: Московская, Казанская, Астраханская, Сибирская. При этом епархии не были включены в состав образованных митрополий: их епископы, как следствие, подчинялись напрямую Московскому Патриарху , а митрополии фактически представляли собой просто епархию с митрополитом во главе. В синодальный период количество таких епархий сократилось до трёх: Московской, Санкт-Петербургской и Киевской. В начале XX века вопрос вновь стал обсуждаться епархиальными епископами, клиром , церковными учёными и общественностью . По итогам глубоких дискуссий был разработан проект, представленный на рассмотрение Поместного собора Православной российской церкви 1917-1918 годов .

7 сентября 1918 года Собор вынес определение, в котором было сказано: «Священный Собор, руководствуясь священными канонами, определяет: учредить в Российской Церкви церковные округа, а установление числа округов и распределение по ним епархий поручить Высшему Церковному Совету…» .

На рубеже 1920-1930-х годов заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и временным при нём Синодом во исполнение постановления Поместного Собора были образованы церковные области (округа) и принято Положение о полномочиях областного епископа . Однако в связи с массовым закрытием храмов, монастырей и епархий в результате обрушившихся на Русскую церковь большевистских репрессий эта структура вновь была утрачена , и ей не было позволено возродиться во второй половине 1940-х годов, после «конкордата » Сталина и Московской Патриархии.

В мае 2011 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл начал реформу епархиального устройства Русской православной церкви. При этом происходило разукрупнение епархий путём создание новых. По словами игумена :

Создание митрополий как нового уровня взаимодействия епархий связано с тем, что с мая этого года создаются новые епархии, границы которых не совпадают с границами субъектов Российской Федерации. Возникла новая ситуация: на территории одного субъекта Федерации возникает несколько епархий. По понятным причинам сразу же возник вопрос о взаимодействии этих епархий как между собой, так и со светской властью. Простой пример: как строить отношения с департаментом образования области по вопросам ОПК? Очевидно, что департаменту со стороны Церкви нужен один координатор. И таких ситуаций немало. В связи с этим в июле Священный Синод поручил комиссии Межсоборного присутствия, которую возглавляет управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , изучить этот вопрос. По итогам интенсивной работы был разработан проект документа, который предлагал объединить епархии внутри одного субъекта Федерации в митрополии .

Комиссией Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви были разработаны предложения по координации деятельности епархий, находящихся в одном регионе.

6 октября 2011 года было утверждено «Положение о Митрополиях Русской Православной Церкви» , и в результате в Московском патриархате постепенно введена трёхступенчатая структура организации епархиального управления: Патриархат - митрополия - епархия. При этом понятия «митрополия» и «митрополичий округ» разделялись, так как они стали обозначать разные формы объединения епархий; ранее эти термины зачастую употреблялись как синонимы.

В октябре 2011 года Священный Синод внес важную корректировку в процесс разукрупнения епархий. Епархии, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, стали объединяться в митрополии.<…>

Канонически Митрополит есть старший собрат - старший епископ в митрополии. Он призван добрым советом помогать младшим епископам управлять епархиями, заботиться о пастве всей своей митрополии. Кроме того, региональным государственным властям зачастую на порядок сложнее взаимодействовать с каждой епархией по отдельности. Поэтому митрополитам поручено также координировать диалог руководств подведомственных епархий с властями субъектов федерации.

В результате реформы на территории России образовано несколько десятков митрополий, границы которых должны совпадать с границами одного из 85

26.10.2011

Создание митрополий на территории России стало одним из важнейших решений Священного Синода, принятых на последнем заседании, состоявшемся 5-6 октября 2011 года. Деятельность митрополий регламентирует новый документ - Положение о митрополиях Русской Православной Церкви. Основные положения этого документа «Журналу Московской Патриархии» (№ 11, 2011) комментирует заместитель управляющего делами Московской Патриархии и секретарь комиссии Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности игумен Савва (Тутунов).

Отец Савва, в новом Положении митрополия названа одной из форм организации взаимодействия епархий. Какие еще формы такого взаимодействия существуют? С чем связано создание новой формы?

Сегодня в Русской Православной Церкви формы территориального объединения епархий могут быть разные. Если идти от больших к меньшим, то это прежде всего самоуправляемые Церкви, экзархаты, митрополичьи округа и митрополии. Во всех случаях, кроме митрополий, формируются свой синод и синодальные учреждения.

Создание митрополий как нового уровня взаимодействия епархий связано с тем, что с мая этого года создаются новые епархии, границы которых не совпадают с границами субъектов Российской Федерации. Возникла новая ситуация: на территории одного субъекта Федерации возникает несколько епархий. По понятным причинам сразу же возник вопрос о взаимодействии этих епархий как между собой, так и со светской властью. Простой пример: как строить отношения с департаментом образования области по вопросам ОПК? Очевидно, что департаменту со стороны Церкви нужен один координатор. И таких ситуаций немало.

В связи с этим в июле Священный Синод поручил комиссии Межсоборного присутствия, которую возглавляет управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, изучить этот вопрос. По итогам интенсивной работы был разработан проект документа, который предлагал объединить епархии внутри одного субъекта Федерации в митрополии.

Само понятие «митрополия» не впервые появляется в истории Церкви и имеет некоторый прообраз в виде тех митрополий, которые существовали в древней Церкви. Конечно, этимологически «митрополия» - это скорее центр области, главный город, а не территория, но, полагаю, терминология не должна в данном случае вызывать особого беспокойства.

Существование «промежуточных» образований между высшей церковной властью, если употреблять современную терминологию, и епархиями хорошо известно из истории. Известна четырехступенчатая структура: епархии, несколько епархий организовано в митрополии, несколько митрополий - в экзархат, несколько экзархатов - в патриархат. Хотя нельзя сказать, что четырехступенчатая структура существовала очень долго. А вот трехступенчатая, которую мы сейчас видим в России, исторически существовала, была весьма действенна и существует по сей день. Хотя, безусловно, неизбежны существенные различия в этой системе управления как в разные исторические периоды, так и в разных географических территориях.

В документе перечислены различные направления деятельности, которые следует координировать епархиям в составе митрополий. Какова цель такого подробного перечисления?

Положение о митрополиях - это церковно-правовой документ, и направления взаимодействия в нем должны быть прописаны детально. Это законы жанра, если угодно.

Мы уже коснулись взаимодействия новых епархий с органами государственной власти на региональном уровне. Как может быть построено взаимодействие самих епархий? Например, можно ли сказать, что не в каждой такой епархии следует создавать отдел религиозного образования? Такой отдел может быть создан в митрополии и координировать деятельность нескольких епархий. Или в каждом случае епархиальная структура должна быть жесткой и повторять основные синодальные отделы?

Безусловно, собственно епархиальная структура должна быть. Это прежде всего епархиальный совет, епархиальное собрание, епархиальный секретарь - все то, что предусмотрено Уставом Русской Православной Церкви. А также главный бухгалтер, потому что каждая епархия является юридическим лицом. Что касается епархиальных отделов, то тут ситуации могут быть разные. И уже сегодня нет единообразия. Например, в Чукотской епархии, где буквально пара десятков приходов, и в Екатеринодарской, где их несколько сотен, епархиальная структура, очевидно, не может быть одинаковой. Это нормально. В одном случае есть большие епархиальные отделы с несколькими десятками сотрудников, в другом - приходские священники, помимо служения на приходе, несут ответственность за то или иное направление.

Полагаю, что в новых епархиях, объединенных в митрополии, ситуация будет разная в зависимости от числа приходов, от характера местности, от наличия инфраструктуры. Но так или иначе при архиерее должны быть люди, пусть и немногочисленные, но ответственные за те основные направления церковной деятельности, которые определил в этом году Архиерейский Собор: социальное служение, работа с молодежью, религиозное образование и катехизация, миссия. По крайней мере, по этим четырем направлениям должны быть отдельные штатные единицы. Если нет возможности создать полноценный епархиальный отдел, то вполне достаточно назначить одно ответственное лицо. Повторюсь: такой опыт в малочисленных епархиях есть, и он себя вполне оправдал. Никто не будет выдвигать к новообразованным епархиям таких требований, которые они не смогут выполнить.

Кроме того, епархиальный отдел главного города митрополии призван помогать епархиям. При этом со стороны епархиального отдела митрополии не должно быть какого-либо диктата. С точки зрения канонов и церковного права, новообразованные епархии митрополий не отличаются от той епархии, которую возглавляет в качестве правящего архиерея митрополит. Следовательно, так должно быть и на практике.

Положение вводит новый церковный орган - Архиерейский совет. Какой у него статус и в чем его задачи?

Давайте сделаем важное уточнение: необходимо избежать терминологической и церковно-правовой путаницы между митрополичьими округами и митрополиями.

Митрополичьи округа, которые действуют в Казахстане и Средней Азии, имеют свои общие органы - синоды, имеющие властные полномочия, и синодальные учреждения, являющиеся органами исполнительной власти.

Архиерейские советы митрополий не имеют властных полномочий, это совещательные органы архиереев в каждой митрополии. Они необходимы для решения тех вопросов, о которых мы говорили выше.

Еще один пример общей заботы Архиерейского совета - духовные училища и семинарии. Например, если есть училище в Саранске, то открывать еще одно училище в Краснослободске или в Ардатове нет нужды. Вместе с тем, поскольку благами этого училища пользуются все епархии Мордовской митрополии, они призваны совместно поддерживать семинарию. Этот вопрос должен решаться в братском советовании между архиереями как раз в рамках Архиерейского совета.

Какова роль главы митрополии? Судя по Положению, у него наблюдательные функции: заботиться, преподавать братские советы, оказывать попечение. Но вместе с тем есть и одна неожиданная функция - проводить досудебное разбирательство. Как это понимать?

Быть старшим товарищем, наставником - это одна из важных функций главы митрополии. Сейчас, когда новые епархии только формируются, особенно важно, что во всех митрополиях ее главами являются многоопытные архиереи, которые смогут помочь молодым, возглавившим новые епархии.

Кроме этого, митрополит является координатором. Мы прекрасно знаем, что если не будет лица, лично ответственного за координацию деятельности епархий, то ничего работать не будет. Митрополит несет такую ответственность.

Возвращаясь к сказанному ранее: руководству области, государственным органам власти проще и понятнее вести диалог с кем-то персонально. Это вовсе не значит, что другие архиереи митрополии должны быть отстранены от диалога с тем же губернатором. Это будет противоречить церковно-правовым нормам. Но при посредничестве или координации со стороны одного лица, митрополита, этот диалог будет более плодотворным.

Возможно, время покажет, что полезна будет и централизация в решении некоторых вопросов. Однако здесь необходима осторожность. Каждая епархия митрополии подчинена непосредственно высшим органам церковной власти. И митрополит не может вмешиваться в отношения между высшими органами власти и епархиями. Любой епархиальный архиерей, в том числе епархиальный архиерей новой епархии, входящей в состав митрополии, может напрямую обращаться к Патриарху и к председателям синодальных учреждений. Этим они отличаются от викариев, которые обращаются к высшим органам власти через своих правящих архиереев.

Нередко бывает так, что на имя Патриарха поступают жалобы на епархиальных клириков, порой и на архиереев. Положение о митрополиях предусматривает, что такие обращения может принимать и митрополит. Одно дело - пытаться разобраться в ситуации издалека, другое - если местный митрополит будет принимать участие в примирении сторон на месте.

Не узурпирует ли это функции церковного суда? В Положении о митрополиях указано, что судебные инстанции остаются прежними: епархиальный суд и Общецерковный суд. Митрополит же может рассматривать недоразумения без формального судопроизводства. Это говорит не о том, что церковное судопроизводство упраздняется, а о том, что в тех случаях, когда в нем нет необходимости, митрополит имеет право решить вопрос самостоятельно.

Другими словами, это досудебный порядок рассмотрения тех дел, которые не касаются канонических вопросов и где стороны могут договориться.

Да. По опыту работы в Управлении делами Московской Патриархии могу сказать, что значительное число обращений по жалобам священников и архиереев разрешается именно в досудебном порядке путем диалога и собеседований. В церковный суд дела передают тогда, когда возможности примирения исчерпаны. И митрополиту в том случае, когда он не может достичь результата без формального судопроизводства, следует направить документы в Общецерковный суд либо в тот епархиальный суд, которому подсудно обвиняемое лицо, то есть по месту жительства или служения.

Положение о митрополиях готовилось одной из комиссий Межсоборного присутствия. Сегодня существует практика вынесения проектов документов на общецерковное обсуждение. Принятое Положение было передано в Синод без такой процедуры. С чем это связано?

Как вы знаете, Межсоборное присутствие состоит не только из сотрудников церковных учреждений, но и широкого круга священнослужителей, экспертов, которые могут разносторонне рассмотреть порученную тему. Наверное, можно было сделать по-другому - дать поручение написать такое Положение сотрудникам Управления делами, юридической службы или историко-правовой комиссии. Но Синод поручил это Межсоборному присутствию - широкому коллегиальному органу. Таким образом, помимо собственной работы по созданию документов, которые проходят упомянутое вами обсуждение, публикацию и так далее, отдельные комиссии Межсоборного присутствия привлекаются и к такого рода разработкам.

Что было положено в основу этого документа? На какую церковную практику вы ориентировались?

Мы изучили материалы Поместного Собора 1917-1918 годов, однако тогда Собор не принял никаких конкретных документов, хотя в материалах соответствующего отдела Собора были определенные наработки.

Полезными оказались и документы Синода при Патриаршем местоблюстителе митрополите Сергии (Страгородском). Эти материалы были опубликованы в «Журнале Московской Патриархии» в 1931-1935 годах и доступны нам в переиздании, подготовленном Издательством Московской Патриархии несколько лет назад. Пожалуй, нельзя сказать, что мы прямо переносили в документ какие-то формулировки, но, без сомнения, это был для нас рабочий материал.

Принятое Положение закрепляет порядок взаимодействия епархий на сегодняшний день. Как Вы думаете, возможно ли дальнейшее развитие сотрудничества епархий в рамках митрополии и, соответственно, новая редакция этого документа в дальнейшем?

Положение вступило в силу и будет действовать. Если возникнут принципиальные вопросы по содержанию, то изменения можно будет внести на Архиерейском Соборе. Синод указал, что с принятием Положения необходимо внести поправки в Устав Русской Православной Церкви и, если потребуются какие-либо дополнения в правовой статус митрополий, их можно будет предложить на рассмотрение того Архиерейского Собора, который будет принимать эти поправки в Устав.

(13 голосов : 4.5 из 5 )

Митрополи́т – (греч. μητροπολίτης (от греч. μητρόπολις – столичный город, матерь городов) – архиерей областного города) – епископа; 2) - обладатель этой правительственной степени.

Митрополит – титул главного города, области или провинции. Титул митрополита возник потому, что некоторые епископы (главных городов, то есть метрополий) имели под своим началом нескольких подчиненных им епископов, управляющих епархиями. Кафедра митрополита находилась в главном городе (метрополии) провинции Римской Империи. Впоследствии митрополитами стали называться епископы, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской Православной Церкви титул «митрополит» является почетным званием, следующим после титула « ». Отличительной частью митрополита является белый клобук.

«Митрополит и его округ»

Через своего епископа каждая частная поддерживала единство с прочими частями Единой Вселенской Церкви и вступала с ними в связь. По примеру апостольского Собора, епископы нескольких соседних епархий собирались для взаимных советов и составляли общие определения по церковным делам. Посредством таких собраний из нескольких епископских областей образовались особые крупные части Церкви, как бы округа. Центрами этих округов и местами Соборов были главные города в различных частях империи, которые не только в политическом, но и в церковном отношении имели большее значение, как матери для других городов при распространении христианства, или митрополии. Епископы этих городов – митрополий пользовались большим уважением перед остальными епископами менее важных городов одного и того же округа, были среди них первыми, или архиепископами, и председательствовали на Соборах. С IV -го века в восточных Церквах им было присвоено наименование митрополитов. В некоторых странах епископы, имевшие значение митрополитов, назывались примасами.

К авторитету, которым пользовались митрополиты по значению своих городов, присоединяла и власть, чтобы упрочить союз отдельных Церквей и укрепить единство церковного управления. Так, митрополитам было предоставлено право не только созыва областных Соборов и председательства на них, но и высшего надзора за церковными делами их округов; епархиальные епископы должны были считать своего митрополита своим главой и не имели права предпринимать без него ничего важного, превышающего их власть. (Апост. 34; Ант. 9). Он заботился о замещении вакантных епископских мест (IV всел. 25); утверждал избрание епископов (I всел. 4; Лаод. 12) и ставил их на должность с епископами своего округа (IV всел. 28); поставленный в епископы без разрешения митрополита не должен был оставаться епископом (I всел. 6). С его разрешения и с его грамотой епископ мог отправляться в путешествие вне пределов митрополии (Карф. 32). Митрополит принимал апелляции на суд епископа от его клира (Карф. 37 и 139) и обвинения на него (Карф. 28). Окружные епископы обязаны были поминать при священнослужениях имя своего митрополита, в знак их общения с ним (Двукр. 14). Но власть митрополита была ограничена местным Собором его округа (Апост. 34; Ант 9). До учреждения патриаршества, митрополит ставился Собором епископов округа (Сард. 6) и мог быть судим таким же Собором вместе с соседствующими митрополитами (III всел. 1).

Некоторым епископам давался иногда титул митрополита без власти. Пользуясь правом чести, они должны были в порядке церковного управления подчиняться тому митрополиту, к округу которого принадлежали их епархии; напр., епископ иерусалимский, до возведения своего в патриаршеское достоинство, был в зависимости от кесарийского митрополита (I всел. 7)».
Протоиерей В.Г. Певцов. Лекции по церковному праву.

«Исторически первым епископским титулом являлся титул митрополитов. Митрополиты были епископами первенствующих городов провинций; под их председательством проходили епископские соборы. В 34-м Апостольском правиле о них говорится так: «Епископам всякаго народа подобает знати перваго в них и признавати его яко главу…». Зонара в толковании на этот канон называет первенствующих епископов «архиереями митрополии», а митрополиями на административном языке Римской империи именовались центры провинций (по-гречески – епархий). Поскольку на территории такой «епархии» находилось несколько епископий (епархий – в нашем понимании), то значение греческого слова «епархия» (т.е. латинская «провинция») соответствует, когда речь идет о церковно-территориальном делении, нашему митрополичьему округу (ныне такие округа существуют в одной только Румынской Церкви).

Термин «митрополит» впервые упоминается в канонах I Никейского Собора. В конце 4-го правила сказано: «Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту». Своеобразие устройства Африканской Церкви заключалось в том, что там только епископ самого Карфагена был первоиерархом всей поместной Церкви, а в митрополичьих округах первым был не епископ центрального города провинции, а старейший по хиротонии».
Протоиерей . Церковное право.



Copyright © 2024 Алименты. Развод. Дети. Усыновление. Брачный договор.