Дактиль ударение на какой слог. Стихосложение

Дактиль это в античной метрике трёхдольный размер, в котором первый слог – долгий (ударный), следующие два – краткие (безударные); в силлабо-тонике – трёхсложная стихотворная стопа с первым ударным слогом.

Метрическая схема дактиля

Метрическая схема дактиля: – UU

Пример

В полном разгаре страда деревенская…
–UU|– UU|– UU
(Н. А. Некрасов)

Происхождение дактиля

Дактиль с древнегреческого языка означает «палец» в связи с тем, что его состав, содержащий первый длинный слог и два кратких, подобный анатомическому строению пальца, в котором первая из трех фаланг длинней двух остальных.

Дактилический ритм широко почитался в период античности. В Древней Греции основателем дактиля считали бога Диониса , который обращался к людям стихами, составленными этой стопой. Дактиль иногда заменялся спондеем – стопой из двух ударных, или длинных, слогов (– –). Из дактилей и спондеев состоит наиболее часто применяемый размер античной поэзии – гекзаметр, который представляет собой шестистопный стих. Шестистопным дактилем написаны эпические поэмы выдающегося древнегреческого поэта Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Распространение и виды дактилей

Одностопные дактили в поэзии встречаются в поэзии крайне редко. В XVIII в. в силлабо-тоническом стихосложении в основном использовались двустопные дактили. В XIX–XX вв. распространились наиболее используемые до сих пор трехстопные и четырехстопные дактили, позже – пятистопные и шестистопные.

Пример трехстопного дактиля:

Буря на море и думы,
Хор возрастающих дум –
Черная туча за тучей,
Моря сердитого шум.
(А. А. Фет)

Пример четырехстопного дактиля:

Мысли мои утопают в бессилии.
Душно, светло, безотрадно и весело.
Ты, прозвеневшая в странном обилии,
Душу мою торжеством занавесила.
(А. А. Блок)

В поэзии также используются смешанные дактили , чередующиеся строки которых содержат разное количество стоп. К примеру, первая строка стиха – четырехстопный дактиль, вторая – трехстопный, третья – четырехстопный и т. д. Существует и свободный дактиль, полагающий в произвольном количестве стоп в каждой строке.

Дактиль в классической русской поэзии

Классическая русская литература богата дактилическими произведениями таких известных поэтов, как К. Д. Бальмонт, И. А. Бунин, И. Северянин, Н. А. Некрасов, В. А. Жуковский, А.А. Блок, Н. С. Гумилёв, А. А. Фет, М. Ю. Лермонтов, В. Я. Брюсов и др. Дактилем написаны баллада «Суд Божий над епископом» (1831 г.) В. А. Жуковского, стихотворения М. Ю. Лермонтова «Тучи» (1840 г.), К. Д. Бальмонта «Жизнь» (1900 г.), В. Я. Брюсова «Каменщик» (1901 г.) и т. д.

Слово дактиль произошло от греческого daktylos, что в переводе означает – палец.

  • А - первая буква
  • Н - вторая буква
  • А - третья буква
  • П - четвёртая буква
  • Е - пятая буква
  • С - шестая буква
  • Т - седьмая буква
Наука о строении организма 8 букв

анапест
Стихотворный размер, трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге.

анапест
(греч. an?paistos - отражённый назад (обратный дактилю)); лит.
см. тж. анапестический В силлабо-тоническом стихосложении: трёхсложная стопа, в которой ударный слог располагается вслед за двумя неударными (например: Если пасмурен день, / если ночь / не светла, / Если ве/тер осен/ний бушует)

стихотворный
1) соотн. с сущ. стих I 1., 2., связанный с ним
2) Свойственный поэтической речи, характерный для нее.
3) Написанный стихами.

стихотворный
-ая, -ое.
1) Относящийся к стихам или к сочинению стихов.
Стихотворный размер.
С-ая строка.
С-ые опыты.
2) Написанный стихами, не прозаический.
Стихотворный фельетон.
С-ые пародии.
Стихотворный шедевр.

метр
I м.

II м.
III м.
IV м. разг.
V м. устар.
Учитель, наставник.

метр
I (от греч. m?tron - мера)
см. тж. метровый
Доска в шесть метров длины.

Складной метр.
Принести метр.
Свернуть метр.

- метр с кепкой
II (от греч. m?tron - мера)
Избрать ямбический метр.
Простые метры.
III (мэ)
(франц. maitre)
Учитель, наставник.

метр
I м.
1) Основная единица длины в десятичной метрической системы мер, равная ста сантиметрам.
2) Линейка или лента такой длины с делениями на сантиметры, используемая для измерения чего-либо.
II м.
Стихотворный размер, характеризующийся ритмической упорядоченностью, чередованием ударных и безударных слогов в стихе, числом слогов и т.п. (в стихосложении).
III м.
Система организации музыкального ритма, симметричное распределение сильных и слабых долей в такте (в музыке).
IV м. разг.
Официант-распорядитель, руководящий работой официантов в ресторане; метрдотель.
V м. устар.
Учитель, наставник.

метр
I (от греч. m?tron - мера)
см. тж. метровый
1) Основная единица длины в современной системе измерений, равная ста сантиметрам.
Доска в шесть метров длины.
Ширина дороги - пять метров.
Высота Исаакиевского собора - 101 метр.
2) Линейка, лента такой длины с нанесёнными на них делениями на сантиметры, употребляемые для измерения чего-л.
Складной метр.
Принести метр.
Свернуть метр.

- метр с кепкой
II (от греч. m?tron - мера)
1) лит. Определённое повторяющееся соотношение ударных и безударных слогов внутри стихотворной строки; стихотворный размер.
Избрать ямбический метр.
2) муз. Равномерность чередования сильных и слабых долей в такте.
Простые метры.
III (мэ)
(франц. maitre)
Учитель, наставник.

обратный
I прил.
1) Ведущий или направленный назад, к исходному пункту (о движении, перемещении).
отт. Связанный с движением в обратном направлении.
2) Приводящий к прежнему, исходному состоянию.
3) Оказывающий встречное, ответное воздействие на что-либо.
4) Обращенный в другую, противоположную сторону.
отт. Оборотный, изнаночный.
отт. Противоположный по духу, характеру или свойству.
II прил.
Такой, при котором увеличение одного вызывает уменьшение другого, и наоборот.

обратный
-ая, -ое.
см. тж. обратное
1)
а) Ведущий назад; направленный в противоположную по сравнению с предшествующим движением сторону.
В обратном направлении.
Обратный ход.
Обратный путь.
б) отт.; разг. Возвращающийся назад, к пункту отправления.
Обратный поезд, автобус.
Вернулся домой обратным поездом.
2)
а) Приводящий к исходному состоянию.
О-ое превращение товара в деньги.
Обратный химический процесс.
б) отт. Оказывающий встречное, ответное воздействие на что-л.
О-ое влияние.
О-ое действие.
3) Противоположный.
О-ое явление.
Обратный смысл.
Деление - действие о-ое умножению.
Обратный словарь (словарь, в котором слова расположены по алфавиту конечных букв)
4) Оборотный, изнаночный, не лицевой.
Написал адрес на обратной стороне конверта.
Лицевая сторона материи - глянцевая, блестящая, а о-ая - матовая.
Цена книги обозначена на обратной стороне обложки.
Переверни марку на обратную сторону!
Бесконечные трудности и препятствия - о-ая сторона путешествий (другая, отрицательная сторона)
О-ая сторона медали (другая, обычно отрицательная сторона какого-л. явления)
5) матем. Такой, при котором увеличение одного вызывает уменьшение другого и наоборот.
О-ая пропорциональность.
О-ая зависимость.

дактиль
1) Трехсложная стопа в силлабо-тоническом стихосложении, состоящая из одного ударного и следующих за ним двух безударных слогов.
2) Трехсложная стопа в античной метрике с первым долгим и следующими двумя краткими слогами.

дактиль
-я; м. (греч. d?ktylos); лит.
см. тж. дактилический Трёхсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тоническом стихосложении (например: Тучки не/бесные, /вечные / странники! (Лермонтов))

Вот они - киты поэзии.) Хотя многие литераторы считают, что далеко не основные. Как бы там ни было - однозначно очень важные для поэта!

РИТМ - звуковое строение конкретной стихотворной строки; общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. Частным случаем ритма является метр.

МЕТР (греч. metron – мера, размер) - упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе, общая схема звукового ритма. См. также античные метры

РАЗМЕР – способ звуковой организации стиха; частный случай метра. Так, метр ямб может включать в себя размеры от 1-стопного до 12-стопного (и более) ямба, а также вольный ямб. В силлабическом стихосложении размер определяется числом слогов; в тоническом - числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом - метром и числом стоп. По количеству стоп определяется длина размера: двустопный, трёхстопный, четырёхстопный, пятистопный и т.д. Наиболее употребительны короткие размеры. Примеры:

Играй,/ Адель,
Не знай печали;
Хариты, Лель
Тебя венчали.
(А.С. Пушкин)

О па/мять сер/дца! Ты /сильней/
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
(К. Н. Батюшков

Буря / мглою/ небо/ кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
(А.С. Пушкин)

Пусть сосны /и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись спят.
(Ф.И. Тютчев)

Средь шумно/го бала /случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна,
Твои покрывала черты.
(А.К. Толстой)

Что ты жа/дно глядишь /на доро/гу
В стороне /от весё/лых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу -
Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.
(Н.А. Некрасов)

Утро ту/манное, /утро се/дое,
Нивы пе/чальные, /снегом по/крытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
(И.С. Тургенев)

Весна идёт.
Она поёт,
Журчит, жужжит,
Кружит, влечёт.

Весна идёт. Она
Поёт, журчит, жужжит,
Кружит, влечёт. Весна.

Четырёхстопный ямб

Весна идёт. Она поёт,
Журчит, Жужжит, кружит, влечёт.

Весна идёт. Она поёт, журчит,
Жужжит, кружит, влечёт. Весна идёт.

Пример сверхдлинного размера (12-стопный ямб):

Близ мед/литель/ного /Нила, /там, где/ озе/ро Ме/рида,/ в царстве/ пламен/ного /РА,
Ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра!
(В.Я. Брюсов)

ИКТ (лат.ictus – удар) – ударный слог в стихе. Второе название – арсис. Межиктовый интервал (второе название – тезис) – безударный слог в стихе.

СТОПА – единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов. Графически стопа изображается с помощью схемы, где « - » - ударный слог, а «È » - безударный.
Двухсложные стопы: ямб и хорей (двухсложники).
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест (трёхсложники).
Четырёхсложные стопы: пеон (четырёхсложники).
Об античных стопах

ЯМБ - двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха.
Cхема « È - ». Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв. комедия 19 в.).

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А.С. Пушкин)

ХОРЕЙ (греч. choreios - плясовой) или ТРОХЕЙ (греч. trochaios - бегущий) - двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. Cхема « - È ».

Мчаться тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
(А.С. Пушкин)

ДАКТИЛЬ (греч. daktylos - палец)– трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
Схема «- ÈÈ».

В рабстве спасённое
Сердце народное -
Золото, золото
Сердце народное!
(Н.А. Некрасов)

АМФИБРАХИЙ (греч. amphibrachys - с обеих сторон краткий) - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Схема «È - È».

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой. она.
(М.Ю. Лермонтов)

АНАПЕСТ (греч. anapaistos - отраженный, т.е. обратный дактилю) - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. Схема « ÈÈ - ».

Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
(А. Блок)

ПЕОН – четырёхсложная стихотворная стопа с 1-м ударным и 3-мя безударными слогами. В зависимости от того, на какой слог стопы приходится ударение, различаются пеоны на 1-й (- È ÈÈ), 2-й(È- ÈÈ), 3-й(ÈÈ-È) и 4-й слог стопы (È ÈÈ -). Пеоны часто представляет собой частный случай ямба и хорея.

Спите полумёртвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращённые творцом,
Смятые невидевшим тяжёлым колесом
(К.Д. Бальмонт)

Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймёшь, наверное, -
Свистят они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения.
(Р. Рождественский)

ПЕНТОН (пятисложник) – стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге. Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует. Схема « ÈÈ - ÈÈ»

Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!
(А.В. Кольцов)

ПИРРИХИЙ - стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (в силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
(А.С. Пушкин)

ТРИБРАХИЙ – пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге («Неповторимая дней благодать…»).

АНАКРУЗА (греч. anakrusis - отталкивание) - метрически слабое место в начале стиха перед первым иктом (ударным слогом), обычно постоянного объема. На анакрузу часто падает сверхсхемное ударение. Анакрузой также называют безударные слоги в начале стиха.

ü Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
(М.Ю. Лермонтов)

СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ - ударение на слабом месте стихотворного метра («Дух отрицанья, дух сомненья» - М. Ю. Лермонтов).

Когда я ночью жду её прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
(А. Ахматова)

СПОНДЕЙ - стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд.

Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.
(А.С. Пушкин)

УСЕЧЕНИЕ - неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании
в стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца (например, женских и мужских рифм).

Горные вершины
Спят во тьме ночной;ü
Тихие долины
Полны свежей мглой. ü
(М.Ю. Лермонтов)

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском) - французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой; основной размер крупных жанров в литературе классицизма.

Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
(К.Ф. Рылеев)

ГЕКЗАМЕТР (греч. hexametros - шестимерный) - стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль,
в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях - хореями). Гекзаметр - самый популярный и престижный античный размер, изобретение которого приписывали самому Аполлону - богу, покровительствующему поэзии. У эллинов этот размер ассоциировался с шумом набегающей на берег волны. Гекзаметром написаны величайшие поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"(7 век до н.э.), Вергилия "Энеида", а также гимны, поэмы, идиллии и сатиры многих античных поэтов. Возможно до 32-х ритмических вариаций гекзаметра. Примеры схем:
-ÈÈ-ÈÈ-//ÈÈ-ÈÈ-ÈÈ-È ; -ÈÈ-ÈÈ-È//È-ÈÈ-ÈÈ-È ("È" - безударная часть, "-" - ударная часть, "//" - словораздел)
В русскую поэзию гекзаметр ввёл В.К. Тредиаковский, а закрепили Н. И. Гнедич (перевод "Илиады"), В. А. Жуковский (перевод "Одиссеи"), А.Дельвиг.

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля),-
С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.
(Гомер «Илиада». Пер. Н. Гнедич)

ПЕНТАМЕТР - вспомогательный метр античного стихосложения; составная часть элегического дистиха, в котором первый стих - гекзаметр, второй - пентаметр. Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями в середине и в конце стиха.
Схема: -ÈÈ-ÈÈ-//-ÈÈ-ÈÈ-. В чистом виде пентаметр не употреблялся.

ЛОГАЭД (греч. logaoidikos - прозаически-стихотворный) - стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп (например, анапестов и хореев), последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу. Логаэды - основная форма античной песенной лирики, а также хоровый партий в трагедиях. Часто логаэдические размеры назывались в честь их создателей и пропагандистов: алкеев стих, сапфический стих, фалекий, адоний и др.

Будем жить и любить, моя подруга,
Воркотню стариков ожесточённых
Будем в ломанных грош с тобою ставить…
(Гай Катулла)

Логаэдами писали и многие русские поэты. Как пример, логаэд с чередованием 3-стопного дактиля и 2-стопного ямба.

Губы мо/и прибли/жаются
К твоим /губам,
Таинства снова свершаются,
И мир как храм.
(В.Я. Брюсов)

БРАХИКОЛОН - жанр экспериментальной поэзии; односложный размер (односложник), в котором все слоги ударные.

Метры и размеры стиха

Дактиль - трехсложная стопа с ударением на первом слоге (схема стопы дактиля: ! - -), а в стихе в целом - на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д.

Как хорошо ты, о море ночное,- Здесь лучезарно, там сизо-темно... В лунном сиянии, словно живое, Ходит и дышит, и блещет оно. ! - - ! - - ! - - ! - ! - - ! - - ! - - ! ! - - ! - - ! - - ! - ! - - ! - - ! - - ! Ранними летними росами Выйдем мы в поле гулять. Будем звенящими косами Сочные травы срезать! ! - - ! - - ! - - ! - - ! - - ! ! - - ! - - ! - - ! - - ! - - !

Дактиль - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля: дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).


Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.



Copyright © 2024 Алименты. Развод. Дети. Усыновление. Брачный договор.