Образование советского союза для детей. Средняя школа в ссср: взгляд советской ученицы

Наша страна стремительно меняется и процесс этот идет вот уже почти тридцать лет. Меняется все: общество, экономика, люди, и, естественно, изменения затронули и такую важную часть общества, как образование.
Как те или иные изменения отразились на жизни отдельного человека, много говорить не стоит.
Давайте же сравним систему образования Советского союза и современной России.
Дошкольное образование
Дошкольное образование в СССР было первой, и, возможно, одной из самых важных ступеней в становлении советского гражданина. И нет ничего удивительного в том, что детские садики строили всей страной. В результате, существующая в тот период система дошкольного образования охватывала всех детей с момента рождения до семилетнего возраста. Уже в возрасте двух лет, молодые мамы могли отнести своих малышей в ясли. С трех лет малыш переходил в детский сад, куда ходили до семи лет, но нередки были и ясли – садики, которые объединяли в себе обе организации.


Несмотря на многие социальные проблемы того времени, система дошкольного образования СССР не только обеспечивала грамотное воспитание детей, но и помогала молодой маме вести активную жизнь.


Во времена перестройки, из – за спада рождаемости и появления такого понятия как «естественная убыль населения», многие здания дошкольного образования перешли в частные руки. Как следствие данного процесса, многие лишись подобного заведения в шаговой доступности, а отвозить ежедневно ребенка до дошкольного заведения – накладное мероприятие. В следствии чего, многие бабушки и дедушки выходили на пенсию и нянчили внуков.


К счастью, последние несколько лет, данная ситуация начинает исправляться и открываются новые, современные детские сады, оснащенные по последнему слову техники, а старые садики реконструируются. Но проблема нехватки мест все же стоит достаточно остро, к тому же разгул коррупции привел к тому, что даже если в садике рядом с вашим домом есть свободные места, попасть туда без дорогостоящих подарков или оказания финансовой поддержки очень сложно. Кроме того, появились ежемесячные сборы на различные нужды, хотя садики, как и школы о которых мы поговорим далее в полной мере получают свое финансирование.


Общее образование (школа)
Сколько было косичек подергано и стекол побито. Тем не менее, у многих людей, именно школа вызывает самые теплые воспоминания о детстве. Первая любовь, первый поцелуй и другие вещи из взрослой жизни были открыты именно в школе. В СССР из – за большой площади страны существовало несколько типов школ, которые разделялись на начальные, осуществляющие обучение с 1 по 3 класс, восьмилетние – 1 – 8 классы и десятилетки, обеспечивающие полный цикл образования. Естественно, что подобная система должна была обеспечивать однообразность образования, что бы ребенок мог без проблем перейти из одной школы в другую.


Так же важную роль в системе школьного образования играли школы – интернаты и «продленки», которые позволяли родителям не беспокоится за своих детей и работать на благо страны.
Важным моментов в системе школьного обучения являлась система медалей. Выпускникам старшей ступени, получившим по всем предметам полугодовые, годовые и экзаменационные отметки «отлично», вручалась золотая медаль, а имеющим одну отметку «хорошо» - серебряная. Кроме морального удовлетворения медаль давала льготы при поступлении в вуз по традиционной форме.


В настоящее время обучение в школе занимает 11 лет и главная цель обучения – поступление в ВУЗ. По окончанию школы, ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ), который по математике и русскому языку обязателен. Остальные предметы выпускники выбирают сами исходя из своих нужд. С введением ЕГЭ все льготы, такие как медали, утратили смысл и были отменены. Выдача медалей производится лишь в качестве морального поощрения.


Система ЕГЭ вызывает много нареканий как со стороны преподавателей, так и со стороны родителей. Последнее время не редки случаи, когда дети кончали жизнь самоубийством завалив данный экзамен. Кроме того, по мнению многих специалистов данный экзамен не отображает реальные знания, ведь последние два года обучения в школе учеников тренируют решать конкретные задачи тестов, и не дают развивать всесторонне.
К сожалению, качество среднего образование в России оставляет желать лучшего. В 2009 году Россия по качеству образования заняла лишь 41 место из 65 возможных оказавшись ниже таких стран как Турция и ОАЭ.


Естественно, не стоит забывать и про коррупцию. Бесконечные школьные поборы, финансовая помощь школе за медали и прочее вымогательство стали обыденным явлением в системе образования современной России.


Внешкольное образование
Основой внешкольного образования в СССР была пионерская организация и на начало 1971 года на территории страны действовало более 4000 дворцов и домов пионеров, более 1000 станций юных техников, почти 600 станций юных натуралистов и других кружков, охватывающих самые разные направления деятельности. Любой школьник мог выбрать кружок по интересам, ведь занятия были бесплатны. Кроме того, занятия в подобных организациях могли не только скоротать досуг, но и обучить ребенка реальным профессиям и получить знания, которые пригодились бы в будущем


Говорить о бесплатных кружках и секциях в современной России не приходится. За все придется платить, и даже факультативы в отдельных школах так же существуют исключительно на коммерческой основе.
Среднее профессиональное образование
Для пополнения рабочих кадров в СССР были созданы профтехучилища, которые позволяли не только получить знания, но и овладеть рабочей специальностью, которая, обычно, не нуждалась в высококвалифицированных специалистах.


В современной России большая часть техникумов была преобразована в колледжи. Название поменялась, но суть осталась прежней. Техникумы и колледжи обучают по специальностям, по которым среднее профессиональное образование может быть получено за 3 года, а по отдельным специальностям – 2 года.
Высшее образование
Пожалуй, одним из достижений советской системы образования является высшее образование, которую по праву можно было считать лучшим в мире на тот период времени. Система высшего образования была представлена институтами и университетами, и если первые в основном специализировались на подготовке технических специалистов, то вторая категория ВУЗов была ориентирована на подготовку гуманитариев и учителей.
Кроме непосредственного обучения специалистов ВУЗы в СССР имели обширную научно – исследовательскую базу, которая позволяла заниматься научной и новаторской деятельностью.


Думаем, что не стоит говорить, что высшее образование в СССР было бесплатным, а студентам на основе их оценок выплачивалась стипендия. Средняя стипендия в СССР составляла 40 рублей. Много ли это? Учитывая, что заработная плата инженера составляла 130 – 150 рублей, студенты могли себе позволить жить достаточно неплохо.
Кроме того, именно в СССР зародилась система заочного образования. Первая в мире! Несмотря на то, что между СССР и политическими оппонентами не редки были обострения отношений, система образования СССР, особенно по инженерно-техническим специальностям, занимала лидирующее положение в мире.


К сожалению, перестройка, чьи плоды мы пожинаем до сих пор, фактически полностью уничтожила высшее образование, каким оно было в СССР, а в 2003 году на всей территории России была введена Болонская система образования, которая в своей основе имела интересные тезисы, но на деле – полностью уничтожила систему высшего образования, которая была создана в СССР. Главное отличие новой системы от прошлой – введение двух уровней в системе высшего образования. Первый уровень длиться 4 года и в результате выпускники получают диплом бакалавра, второй уровень – магистратура длиться 2 года. Но большинство студентов завершают свое обучение на первом этапе, ведь бюджетных мест в магистратуре по отдельным специальностям не предусмотрено, а стоимость обучения крайне велика


Кстати о стоимости обучения. Последние несколько лет наметилась тенденция к существенному сокращению бюджетных мест, а не многие семьи в России могут выложить круглую сумму за обучения ребенка.
В настоящее время, стипендии выплачиваются студентам, которые сдали очередную сессию без троек. Существует несколько видом стипендий:
- государственная социальная стипендия составляет 730 рублей в месяц;
- государственная академическая стипендия - 1340 рублей в месяц;
- государственная стипендия аспирантам составляет 6000 рублей в месяц;
- государственная стипендия докторантов составляет 10000 рублей в месяц.
Как вы понимаете, озвученные суммы явно недостаточные для проживания студента, поэтому так или иначе родителям приходится помогать своим детям, поступившим в ВУЗ на бюджетной основе.


Специальности, на которых не предусмотрено бюджетных мест, стоит непосильно дорого для среднестатистической российской семьи. Так, год обучения на гуманитарной специальности начинается от 70 тысяч рублей, технической от 100 тысяч рублей. Конечно, стоимость обучения зависит от ВУЗа и его престижности, а озвученные цифры мы привели для провинциального ВУЗа. Так что, в отличии от времен СССР высшее образование стало для многих роскошью, которую нельзя позволить.

В последние 10 лет появилось огромное количество ВУЗов, которые не имеют даже собственного помещения и педагогов, работающих по постоянной основе. «Изучение» предметов, а также получение диплома заключается в своевременной оплате. Тем не менее, такие «специалисты» работают в самых разных областях, включая медицину. К счастью, последнее время с подобными организациями началась борьба, и лицензии оперативно аннулируются.


Несмотря на все текущие проблемы, надежда на то, что высшее образование, да и вся система образования в современной России не только достигнет уровня образования в СССР, но и перегонит его. Надежда есть, а действий, направленных на это – нет.


А как вы относитесь к современному образованию? Может ли оно хоть в чем – то конкурировать с советским?

3. Законодательство о всеобщее среднем образовании в СССР

С 1949 г. в СССР стало осуществляться всеобщее обязательное семилетнее обучение. В 1950/51 учебном году функционировали 202 тыс. общеобразовательных школ, в которых обучалось почти 35 млн. человек.

Введение всеобщего среднего образования требует разрешения вопроса о радиусе обслуживания школой учащихся старших классов. В 1923 г. при пла­нировании начальных школ был установлен трехкило­метровый радиус обслуживания учащихся этими школа­ми. Как известно, в школу тогда поступали дети восьми­летнего возраста. С 1944 г. в школу принимаются дети 7 лет.

Если всеобщее семилетнее обучение в стране было введено без сравнительно больших затрат на строитель­ство школьных зданий, так как в основном были исполь­зованы помещения начальных школ, укрупнены семилет­ние, средние школы и др., то тогда уже при введении всеобщего среднего образования нельзя было ставить вопрос об уплотнении имеющихся школьных зданий. Потребовалось бы строительство большого количества новых школ. Определение рационального типа школьного здания по­могло с большей экономией и своевременно построить новые здания для средних школ.

Министерством просвещения РСФСР сообщаются списки обязательного типового учебного и хозяйственного оборудования для начальных, семилетних и средних школ, здания которых строятся по типовым проектам и вводятся в эксплуатацию с 1952 г. Таким образом, вновь строящиеся школьные здания могут быть приняты в экс­плуатацию только при условии их полного учебного и хозяйственного оборудования. Списки эти настолько зна­чительны, что они, при условии пополнения их некоторы­ми приборами и инструментами, необходимыми для по­литехнического обучения, могут удовлетворить все по­требности преподавания в средней общеобразовательной школе. На обязанности органов народного образования лежало обеспечение по этим спискам учебным оборудова­нием всех вновь строящихся школ, а также установление контроля над приемом новых школьных зданий, строи­тельство которых велось другими ведомствами, преиму­щественно хозяйственными. Та же задача стояла перед отделами народного образования по укомплектованию учебными пособиями и прежде построенных школьных зданий.

Рациональное планирование школьной сети предпола­гало точные расчеты средств, школьного оборудования, материалов строительства школьных зданий, стоимости обучения каждого ученика начальной, семилетней и сред­ней школы. Подробные сведения по этим вопросам дают­ся в статье Н. А. Поманского - «Планирование расходов на содержание школ всеобщего обучения».

Исключительное значение в общей системе всеобщего среднего образования приобретали школы рабочей и сельской молодежи. Сеть их с каждым годом расширялась, так как тяга молодых рабочих и крестьян к образо­ванию была очень велика. Было бы крайне целесообразно составлять народнохозяйственный план школ рабочей и сельской молодежи при участии общественных организаций заводов, фабрик, колхозов, совхозов, чтобы дать возможность более рационально планировать эти школы и обеспечить действительное выполнение плана. Назревала потребность в планировании строительства специальных зданий для школ рабочей молодежи при больших произ­водствах, их оборудования и обеспечения штатным со­ставом преподавателей.

Проведение в жизнь директив XIX съезда Коммуни­стической партии об осуществлении среднего образования могло быть успешным при условии организован­ного участия в этом деле ком­сомольских, профсоюзных организаций, всей советской общественности. Еще в 1930 г. ЦК КПСС предложил всем партийным организациям рассматривать введение всеобщего обучения как важнейшую политическую кам­панию на весь ближайший период. Тогда же было пред­ложено партийным комитетам не реже двух раз в год заслушивать на своих заседаниях доклады партийной части исполкомов о работе по развертыванию всеобщего обучения.

Большие задачи, стоявшие перед органами народного образования при осуществлении всеобщего среднего об­разования, не должны были заслонять и текущие задачи по за­вершению всеобщего семилетнего обучения, которые требовали повседневной заботы.

В 1954/55 уч. году в школах началось внедрение модернизированных учебных планов и программ, согласно которым в I-IV классах вводились уроки труда, в V- VII-практические занятия в мастерских и на учебно-опытных участках, в VIII-Х классах-различные тру­довые практикумы. С 1954 г. стали повсеместно создавать­ся ученические производственные бригады.

Согласно Закону от 24 декабря 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», предусматривающего перестройку общеобразова­тельной средней школы, в стране вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование.

Стремясь ускорить осуществление в стране общего среднего образования, закон установил, что полное сред­нее образование будут давать не только общеобразова­тельные, но и специальные средние учебные заведения.

15 фев­раля 1960 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об организации школ с продленным днем». Получили широкое развитие школы-интернаты, хотя была допущена переоценка значения и перспектив развития этого типа учебных заведений. Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1959 г.) «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского об­служивания детей дошкольного возраста» в 1960 г. в системе АПН РСФСР создан НИИ дошкольного воспитания.

Третий этап развития всеобщего среднего образования и советской школы включает 60-70-е гг.

Основные направления работы в области народного образования были сформулированы в принятой XXII съез­дом КПСС (октябрь 1961 г.) Программе партии: осущест­вление всеобщего обязательного среднего образования; улучшение общественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста; создание условий, обеспечивающих более высокий уровень содержания образования и вос­питания подрастающих поколений; дальнейшее развитие и совершенствование высшего и среднего специального образования.

В связи с введением восьмилетнего обязательного образования, организацией школ-интернатов и школ с про­дленным днем, расширением сети вечерних (сменных) школ рабочей и сельской молодежи значительно возросла потребность в педагогических кадрах. Поэтому было реше­но увеличить контингент обучающихся в пединститутах и педучилищах. В порядке исключения при лучших средних школах создавались годичные педагогические классы. Лица, имеющие педагогическое образование и желающие перейти на педагогическую работу, получали право посту­пать без экзаменов на последней курс педвузов.

В 60-е гг. усилился процесс укрупнения школ. В конце 6 пятилетки в средних школах обучалось учащихся больше, нежели в восьмилетних и начальных школах, вместе взятых. Только за седьмую пятилетку (1961-1965) было введено в действие 14 тыс. новых школ, на 5 тыс. больше, чем в шестую, и на 10 тыс. больше, чем в пятую пятилетку. Количество ученических мест увеличилось поч­ти на 6,5 млн.

Из организационно-педагогических и программно-ме­тодических мероприятий следует назвать введение так называемого линейного, или восходящего, принципа изу­чения истории в школе (ликвидирован элементарный курс истории СССР, а ее систематический курс стал препода­ваться с VII класса). Кроме того, в это время появились школы с углубленным изучением иностранных языков. Согласно постановлению Совета Министров СССР «Об улучшении изучения иностранных языков» (май 1961 г.) открылись дополнительно 700 общеобразовательных школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке, установлено деление классов с числом учащихся более 25 человек на две группы для занятий по иностранному языку. Советы министров союзных республик в 1963 г. пересмотрели сложившееся соотношение изучения иност­ранных языков в школе и нашли целесообразным устано­вить, чтобы впредь 50% учащихся изучали английский язык, 20% - французский, 20% - немецкий, 10% - ис­панский и другие языки.

Октябрьский и ноябрьский (1964 г.) Пленумы ЦК КПСС признали неоправданным и ошибочным размеже­вание сфер деятельности партийных, советских, профсоюз­ных и комсомольских органов, в результате которого на местах были созданы, в частности, промышленные и сель­ские областные отделы народного образования. Вслед­ствие этого было ослаблено районное звено управления просвещением, а также совместная творческая деятель­ность учительских кадров города и села. Были устранены и другие недостатки в сфере просвещения. В те года развернулась широкая дискуссия по вопросу приведения в соответствие содержания образования в средней школе с требованиями социального и научно-технического про­гресса.

Партия провела большую организаторскую работу по совершенствованию управления народным образованием. В 1966 г. создано союзно-республиканское Министерство просвещения СССР, образованы Академия педагогических наук СССР и Ученый методический совет, а также Все­союзный совет по вопросам средней школы, в который вошли все министры просвещения союзных республик.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения ра­боты средней общеобразовательной школы» в практику школы вводились новые учебные пла­ны, программы и учебники. Систематический курс основ наук стал преподаваться с IV класса, что внесло серьезные изменения в структуру и содержание работы школы. Для углубления знаний по физико-математическим, естествен­ным и гуманитарным наукам, а также для развития разносторонних интересов и способностей учащихся с VIII класса стали проводиться факультативные занял по выбору учащихся. Открыты школы с углубленным теоретическим и практическим изучением отдельных предме­тов.

Однако в полной мере задача всеобщего среднего образования молодежи решена не была. Имел место значительный отсев из дневной и особенно вечерней школ. В учебно-воспитательном процессе недостаточно внедря­лись новые методы и технические средства обучения. Подготовка учительских кадров не всегда и не везде тесно увязывалась с практикой и запросами учреждений просвещения. На все это было обращено внимание минис­терств просвещения, местных органов народного образо­вания.

К 1970 году в основном было завершено осуществление обязательного восьмилетнего обучения.

Мобилизующую роль в улучшении работы учреждений просвещения сыграло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (20 июня 1972 г.). Органам народного образования было предложено завершить к 1975 г. введение новых учебных планов и программ по всем школьным курсам; оборудовать во всех средних шко­лах необходимое количество учебных кабинетов; расши­рить сеть вечерних школ и их филиалов по месту работы молодежи и укрепить их базу.

Для стимулирования постоянного роста квалификации педагогических кадров, повышения их мастерства и твор­ческой инициативы была введена систематическая аттестация учителей, а также установлены звания «старший учитель» и «учитель-методист». При педвузах стали создаваться факультеты повышения квалификации директоров средних школ, при республиканских институтах усовершенствова­ния учителей - кафедры педагогики и психологии.

В общеобразовательных школах в то время работали 2,7 млн. учителей и воспитателей. Учителя IV-Х (ХI) клас­сов в абсолютном большинстве имели высшее педагоги­ческое образование. Повышением квалификации педаго­гических кадров занимались 186 институтов усовершен­ствования учителей, свыше 4,5 тыс. методических работ­ников, более 200 заочных и вечерних отделений при ста­ционарных педагогических учебных заведениях и универ­ситетах.

В 70-е гг. были приняты такие основополагающие документы, как «О 50-летии Всесоюзной пионерской орга­низации им. В. И. Ленина», «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразователь­ной школы», «О состоянии народного образования и мерах по дальнейшему совершенствованию общего среднего профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в СССР» и др. Верховный Совет СССР в 1973 г. утвердил «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании».

Всеобщее среднее образование было призвано обеспечить подготовку молодых поколений к приобретению профес­сии, к выполнению многообразных социальных функций, к активному участию в трудовой и общественно-полити­ческой жизни страны. С каждым новым этапом разви­тия советского общества эти задачи системы образования расширялись и обогащались, а вместе с этим совершенствовались и сама система образования.

Еще более крупный шаг в области развития системы общего среднего образования был сделан в годы десятой (1976-1980) и одиннадцатой (1981-1985) пятилеток. За этот период значительно повысилась общеобразова­тельная подготовка населения.

В 1982 г. численность населения с высшим и средним (полным и неполным) образованием составила около 149 млн. человек; на тысячу человек занятого населения приходилось с высшим и средним (полным и неполным) образованием 846 человек. Только за годы десятой пяти­летки среднее образование получили свыше 25 млн. чело­век, в том числе окончили дневную и вечернюю общеобра­зовательную школу 20 млн. человек.

В 1981/82 учебном году в общеобразовательных школах учились около 40 млн. человек, в том числе в школах и группах с продленным днем и школах-интернатах - свы­ше 10 млн. учащихся. Более 99% выпускников восьмых классов продолжали образование в средних учебных за­ведениях. В средних школах работающей молодежи в 1980/81 учебном году обучалось около 5 млн. человек.

Продолжалась работа по дальнейшему совершенство­ванию учебно-воспитательного процесса в школе. Значи­тельно больше внимания стало обращаться на трудовое воспитание учащихся, их профессиональную ориентацию, а также идейно-политическое, нравственное, эстетическое воспитание и физическое развитие. В декабре 1977 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постанов­ление «О дальнейшем совершенствовании обучения, вос­питания учащихся общеобразовательных школ и подго­товки их к труду».

Значительно улучшилась работа по подготовке, повы­шению квалификации педагогических кадров в соответст­вии с требованиями школы и других учреждений просве­щения. Возросла численность и улучшился состав педа­гогических кадров. В 1980 г. в стране действовали 200 педагогических институтов и 427 педагогических училищ. В них обучалось свыше 1150 тыс. человек. Кроме того, учителей школ готовили 67 университетов. Улучшилась подготовка учителей труда, русского языка для националь­ных школ, начальной военной подготовки и физического воспитания, предметов эстетического цикла и других учеб­ных курсов.

На XXVI съезде КПСС были подведены итоги этого этапа в развитии народного образования: «Взят важный рубеж - завершен переход к обязательному всеобщему среднему образованию. Главное... в том, чтобы повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания в школе, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся, на деле укрепить связь обучения с жизнью, улучшить подготовку школьников к обществен­но полезному труду».

Четвертый этап в развитии общеобразовательной школы начался с принятия реформы общеобра­зовательной и профессиональной школы. Школьная реформа была призвана сыграть важную роль в решении одной из ключевых проблем советского общества - формировании гармонически развитой личности. Реформа школы своими положениями устраняла выявленные жизнью расхождения между отдельными, частными поло­жениями по вопросам народного образования и реальным ходом развития системы просвещения. Она была направлена на совершенствование структуры среднего образования, повышение качества общеобразовательной, трудовой и профессиональной подготовки молодежи, более широкое применение активных форм и методов обучения, укреп­ление связи семьи, школы и общественности.

Советская школа всегда выполняла свои главные функции, но она, к сожалению, не освободилась в те времена от формализма в обучении и воспитании, либерализма в оценке знаний учащихся. Значительная часть выпускников школ не обладали прочными знаниями основ наук, необходимыми учебными и трудовыми умения­ми и навыками. Нередко в школах слабо велась трудовая подготовка и профессиональная ориентация учащихся, особенно на работу в сфере материального производства. На апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС указывалось, что главный труд детей - это учение, прочное овладение знаниями. Без этого невозможно надежно обеспечить участие молодежи в коммунистическом строительстве.

На всем протяжении истории советской системы народ­ного образования Советское правительство всегда выносили кардинальные проблемы развития школы на обсуждение учительства и широких масс трудящихся. Исключительно демократический характер носила и работа по подготовке реформы школы. В комиссию Политбюро ЦК КПСС по реформе школы входили наряду с видными деятелями партии и правительства крупные ученые, организаторы народного образования, руководители учебно-воспита­тельных учреждений, рядовые учителя, представители мас­совых организаций трудящихся и творческих союзов. В реформе учтены предложения республиканских и местных партийных органов, министерств, ведомств, научных уч­реждений, учителей и опытных методистов, материалы августовских (1983) учительских конференций, выступ­ления печати, письма трудящихся.

Учитывая, что вопросы реформы затрагивали интересы каждой семьи, всех трудящихся и имели принципиальное значение для дальнейшего подъема экономического могу­щества и духовного потенциала страны, формирования нового человека, Политбюро ЦК КПСС признавало целесо­образным опубликовать проект реформы для всенародного обсуждения. В газетах, журналах, по радио и телевидению были организованы выступления организаторов народного образования, учителей, деятелей науки и культуры, рабо­чих и крестьян, родительской общественности. Состоялись выезды на места руководящих работников просвещения. В Министерстве просвещения СССР были созданы группы по учету, рассмотрению и обобщению предложений граж­дан.

Реформа школы опиралась на прочную организацион­ную и материальную базу. Одновременно с подготовкой и всенародным обсуждением проекта реформы по решению комиссии Политбюро ЦК КПСС велась разработка кон­кретных практических мер по реализации положений ре­формы. Была поставлена задача: «Усилить внимание к школе и соответствующим образом настроить руководителей пред­приятий и объединений, строек, колхозов и совхозов. В ор­ганизации трудового обучения школьников базовым пред­приятиям принадлежит решающая роль. Они должны выделять для школ оборудование, рабочие места, квали­фицированные кадры. Разумеется, понадобятся определен­ные материальные и финансовые затраты. Надо, чтобы руководители министерств это хорошо знали и помогали предприятиям. Школа, профтехучилище и техникум долж­ны стать важным цехом базовых предприятий».

Советской Правительство сочло необходимым, что­бы конкретные планы реализации реформы были разра­ботаны и утверждены с учетом местных условий в каждой союзной и автономной республике, крае, области, городе и районе.

В условиях всеобщего обязательного среднего образо­вания численность учащихся вечерних школ постепенно сокращалось, но для работающей молодежи, ранее не получившей среднего образования в массовой школе, не закончившей учебу в средних ПТУ и средних специаль­ных учебных заведениях, вечерняя школа оставалась в 80-е годы по-прежнему основным каналом получения среднего образования. Изменилась структура сети вечер­них школ: сократилось количество малочисленных школ, увеличилось число филиалов и учебно-консультацион­ных пунктов непосредственно на предприятиях и в рабо­чих общежитиях. Основной стала заочная форма обуче­ния, сессионный режим занятий. Издавались спе­циальные учебные пособия, методические и дидактиче­ские материалы, рассчитанные на самообразование.

Объективные тенденции развития системы образова­ния в стране - рост средних общеобразовательных школ и ПТУ со средним образованием, обязательность среднего образования молодежи - существенно изменяли социаль­ные цели вечерних и заочных школ. Только за последние двадцать лет число работающей молодежи, не получившей среднего образования, сократилось вдвое. Однако значительная часть молодежи, не имеющей среднего обра­зования, была сосредоточена именно в ведущих хозяйственных сферах - в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и сфере обслуживания населения.

В условиях обязательного среднего образования выявилась настоятельная необходимость усиления роли ве­черних и заочных школ в расширении экстернатной формы завершения общеобразовательной подготовки работаю­щей молодежи. В постановлении ЦК КПСС и Совета Ми­нистров СССР «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы» (1984) было указано на необходимость расширения экстернатной формы полу­чения среднего образования. Дневные средние школы, при которых был организован экстернат, не всегда могли оказать эффективную методическую помощь экстернам. Часто взрослые люди сдавали экзамены в классах с учащимися детской школы, что психологически не оправ­дано. Между тем потребность завершения среднего обра­зования путем самостоятельной подготовки и последующей сдачи экзаменов в порядке экстерната существовала для определенной части трудящихся. Прежде всего речь идет о тех, кто в силу производственных или семейных причин не мог систематически посещать вечерние или заочные школы, выполнять весь комплекс требований к данным формам обучения. Кроме того, существовала определенная группа лиц, прослушавших курс средней школы, но не сдавших ряд экзаменов, а также прервавших учебу в средних специальных учебных заведениях. Расширение экстернатной формы завершения среднего образования возможно также за счет отдельных учащихся вечерних и заочных школ, обладающих навыками самостоятельной учебной работы и успевающих по всем предметам.

Ее порабощения. Ибо ни один из народов страны не потерпит порабощения в любой его форме. Нужны бдительность и сознательная активность. Июль 1991 г. Приложение 1. Военно-политическая оценка разгрома СССР в третьей мировой (холодной) войне «Наша политика должна вызвать коренные изменения советской системы. Обойдется дешевле, если эти изменения явятся результатом действия внутренних...

И Франции. При этом условии капиталистическое окружение не могло Сталин. Соч., т. 12, с.118-135, Истекший год был годом великого перелома на всех фронтах социалистического строительства. Перелом этот шел и продолжает идти под знаком решительного наступления социализма на капиталистические элементы города и деревни. Характерная особенность этого наступления состоит в том, что оно уже дало нам...

Которых замалчивалось, общее оживление культурной жизни), нельзя не заметить и отрицательных следствий не вполне продуманных реформ (углубление кризиса в системе образования, упадок фундаментальной науки). II. Прорыв в космос. Наш замечательный соотечественник К. Э. Циолковский еще в начале ХХ века утверждал: «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели… Человечество не...


А давайте-ка вспомним, чему и как учили в советской школе. Да не просто так поностальгируем, а со значеньицем. Сразу оговорюсь: вспоминать буду из личной дырявой уже памяти, специально не лезу во всякие справочники и педивикии, потому если где накосячу или что важное забуду - будьте добры, поправьте. Ну, поехали!

О вообще

В школу молодой советский человек шёл, когда ему исполнялось 7 лет. Некоторые родители старались запихнуть своё чадо в учение в 6 лет, но педагоги относились к этому с прохладцей, потому как в 6 ребёнок ещё не готов к систематической учёбе не только морально-психологически, но и чисто биологически.

Школьная неделя продолжалась с понедельника по субботу включительно, выходной был только один - воскресенье.

Учебный год начинался строго 1 сентября, единственное исключение - если 1 сентября выпадало на воскресенье (со мной такое случилось в 1974, когда я пошёл во 2 класс), тогда занятия начинались со 2 сентября. Собственно 1 сентября занятий как таковых почти не было, особенно в младших классах, хотя расписание все узнавали заранее и в школу шли уже с необходимым комплектом учебников.

Весь школьный курс был разделён на три этапа:

Начальная школа, 1 - 3 классы

Средняя школа, 4 - 8 классы

Старшие классы, с 8 по 10.

Отдельно выделим такой предмет как "Труд" - трудовое обучение. В начальных классах сводилось к клейке всяких поделок из бумаги и мастерению и разного рода конструкторов, в средней - мальчики осваивали в школьной мастерской молотки и рубанки, а девочки - домоводство.

1 - 3 классы

Классы 1 по 3 относились к начальной школе. В этот период детей (НАС!) учили элементарной грамотности и давали первичные представления об окружающем мире.

Изначально в 1 классе было 3 (прописью - три) основных предмета: письмо, чтение и математика, к ним в довесок шли рисование, музыка, физкультура и природоведение, раз в неделю обязательно был классный час, где обсуждали всякие и всяческие внутриклассные дела (ругали двоечников, хвалили отличников, назначали дежурных итд итп).

Где-то через месяц - другой после начала учёбы предмет "письмо" заменяли на "русский язык", а "чтение" на "литературу".

Все занятия проходили в одном классе, единственное исключение - физкультура. Пока ещё (и когда уже) было тепло, физкультурой занимались на улице, в холодное время - в зале. В конкретно моей школе - в актовом:-)

Состав уроков начальной школы не менялся все три года, разве что только во 2 классе добавляли иностранный язык. Самым массовым был английский, однако в школах изучали и другие языки, включая самую разную экзотику. Полный комплект европейских я не говорю, а за суахили не ручаюсь, но мне известны люди, изучавшие в школьные годы (не факультативно, а в рамках общей программы) китайский, турецкий и фарси.

Все основные уроки вёл один единственный учитель - классный руководитель, отдельные учителя были для музыки, рисования (и то не всегда) и для иностранного языка.

В первом классе нас принимали в октябрята. В чём был глубокий эссенциальный смысл этой "организации" по прошествии стольких лет я уже сказать не могу, но мы носили октябрятский значок и считалось что весь класс составляет один октябрятский отряд. Ну а в третьем классе, по достижении 9 лет, нас принимали в пионеры. Это уже был гораздо более осмысленный шаг, там требовалось хотя бы заучить правила пионеров Советского Союза. Формально можно было и не вступать и, по рассказам учителей и знакомых, такие случаи бывали. Как правило по причине тяжёлой формы христоза головного мозга у родителей.

В пионеры принимали по разному. Самый ходовой вариант - в родной школе, самых выдающихся - на Красной площади, перед Мавзолеем Ленина. На это мероприятие самых выдающихся вступающих свозили со всей страны. Я же удостоился промежуточного варианта - в Мемориальном зале музея Ленина. Получилось пафосно, до сих пор помню.

4 - 8 классы

С 4 класса жизнь школьника резко менялась. Прежде всего, менялся классный руководитель. Во вторых, теперь уроки шли в предметных классах и школьники переходили из класса в класс. Ну и естественно, каждому предмету полагался свой учитель.

Менялся и состав предметов, прежде всего, добавлялись новые, а кое-что пропадало.

Что там было в нормальных условиях в 4 классе сказать точно не могу, потому как школа в которой я учился была экспериментальной и по причине экпериментальности, многое там делалось через зад. И вот пик этого "через зад" пришёлся именно на мой 4-й класс. Дальше, то-ли нужные люди получили свои диссертации, то-ли самым рьяным вставили через тот же зад по самые гланды, но с пятого класса у нас всё более-менее пришло в норму.

В 4 классе, ЕМНИП, появились география и история. История в виде то-ли истории СССР, то-ли "Родная история" - краткий и очень наивный курс истории России - СССР, начиная от первых славян до последнего съезда КПСС. По сути - набор рассказов и анекдотов на тему. Ну, по уровню и возрасту учеников. Ещё я помню учебник Природоведения для 4 класса, но самого предмета у нас не было.

В 5 классе уже была полноценная физическая география и начиналась полноценная история. Также начиналась и биология: 5 - 6 классы (до середины 6-го класса) - ботаника, 6 - 7 - зоология.

Историю преподавали в соответствии с периодизацией смены общественно-экономических формаций (по Марксу с Энгельсом): древний мир - первобытно-общинный строй и рабовладельческие государства, средние века - феодализм, новое время - господство капитализма, новейшее время - с Октябрьской революции, развитие и утверждение социалистического строя. Упор делали на анализ классовой структуры общества, классовую борьбу и социальные революции.

С 6 класса начиналась физика, с 7 класса - химия, а в восьмом изучали анатомию и физиологию человека.

В некоторых школах с 8 класса происходила специализация: биологический класс, математический класс итп.

Также где-то с 6 или 7 класса, точно уже не помню, летние каникулы урезали на один месяц: на июнь полагалась производственная практика. Конкретная реализация этой практики сильно зависела от конкретной школы, её связей с научными и производственными организациями, ВУЗами и тп. Частенько вся "практика" сводилась к тому, что детей сгоняли в школу, давали задание убираться и оставляли балдеть.

В 8 классе мы переступали 14-летний рубеж, покидали по возрасту пионерскую организацию и многие (но далеко не все) вступали в Комсомол. Вот комсомол это уже было вполне осознанное деяние. Там всё уже было по взрослому и индивидуально: заявление, рекомендации 2 членов ВЛКСМ или одного от КПСС, членский билет и членские взносы (для школьников = 2 коп/мес. Для сравнения = 2 коробка спичек или два стакана газировки без сиропа в уличном автомате, или один разговор по телефону в уличном автомате). Процедура вступления в комсомол была довольно длительной, комсомольские билеты вручали в райкоме.

Ходовое мнение было, что членство в ВЛКСМ упрощает поступление в ВУЗ и вообще карьерный рост. На деле многие мои одноклассники поступили в ВУЗ и без этого. С другой стороны, для некоторых ВУЗов членство в Комсомоле было обязательным (Высшая школа КГБ, например).

8 класс был очень важным рубежом: по его окончании проходили экзамены и ученики получали аттестат. А по результатам аттестата происходило разделение: кто-то продолжал учиться в школе с прицелом на ВУЗ, а кто-то отправлялся осваивать рабочие специальности в ПТУ.

9 и 10 классы

В старшей школе происходили свои изменения. Там уже не было русского языка, ЕМНИП, заканчивалась и химия. А вот физику и биологию изучали на более высоком уровне. Биология шла "Общая биология", с элементами генетики, экологии и эволюционного учения. Что там в физике было я не очень помню, но вот точно появлялось обществоведение - основы советского законодательства, по факту.

Продолжалась история, подробно изучали историю СССР.

В 10 классе проходили астрономию, но большей частью уже проходили мимо.

Но главное что происходило в 9 - 10 классах - подготовка к поступлению в ВУЗ. Репетиторы, дополнительные занятия, подготовительные курсы... Ну и ещё такой фактор как возраст и гормоны. Мальчики и девочки уже активно интересовались друг другом. Потому и времени на школу уже практически не оставалось:-)

Ну а завершалось всё Последним звонком (25 мая), выпускные экзамены (очень серьёзно! С плохим аттестатом про ВУЗ можно было сразу забыть!) и 25 июня проходили выпускные балы.

Выпускной бал проходил обычно в школе (что, IMHO, эссенциально правильно, ибо это не просто молодёжная пьянка, а прощание со школой). Начиналось всё с торжественного вручения аттестатов, потом пир. Пир этот предполагался безалкогольным и учителя с родителями следили, чтобы так и было. Но, естественно, уследить за всем не получалось, потому некоторые, особо выдающиеся личности надирались. Но это не было массовым явлением. Классы, кстати, оставались открытыми (кроме особо ценных и опасных помещений, типа библиотеки и каптёрки с реактивами в кабинете химии), так что бывшие уже школьники могли лишний раз поностальгировать в любимых классах.

Начинался бал вечером и завершался с рассветом. И мы, в последний раз, выходили из столь родных школьных дверей. В совершенно новую, уже взрослую, жизнь...

Рубрики:
Метки:

Трудовое воспитание да, в разных классах было по разному. И в разных школах тоже. У меня в школе в общем-то была сплошная профанация, а друган учился вождению и после школы автоматом получил права.

Ответить С цитатой В цитатник

А разве у вас в 9-10 классах не было профессионального обучения рабочим специальностям в специальном комбинате - один раз в неделю?

Ответить С цитатой В цитатник

В моей экспериментальной школе этого не было. Возможно, в силу преобладания среди учеников и учителей совершенно конкретного этнического компонента. Поэтому я и забыл об этом написать. В других да, было. Но не только на комбинатах и не только рабочих. У жены, например, в школе проходили практику младшим медперсоналом в одной из больниц. Даже получали диплом медсестры вместе с аттестатом.

Ответить С цитатой В цитатник

Хорошее было время. А у нас можно было выучиться печатать на машинке. Я очень хотела, но подруга отговорила. ВСЮ жизнь жалею, потому что именно этого навыка мне не хватает. А мы с ней пошли на радиозавод закручивать розетки. (((

Исходное сообщение WoleDeMort

А давайте-ка вспомним, чему и как учили в советской школе. Да не просто так поностальгируем, а со значеньицем. Сразу оговорюсь: вспоминать буду из личной дырявой уже памяти, специально не лезу во всякие справочники и педивикии, потому если где накосячу или что важное забуду - будьте добры, поправьте. Ну, поехали!

О вообще

В школу молодой советский человек шёл, когда ему исполнялось 7 лет. Некоторые родители старались запихнуть своё чадо в учение в 6 лет, но педагоги относились к этому с прохладцей, потому как в 6 ребёнок ещё не готов к систематической учёбе не только морально-психологически, но и чисто биологически.

Школьная неделя продолжалась с понедельника по субботу включительно, выходной был только один - воскресенье.

Учебный год начинался строго 1 сентября, единственное исключение - если 1 сентября выпадало на воскресенье (со мной такое случилось в 1974, когда я пошёл во 2 класс), тогда занятия начинались со 2 сентября. Собственно 1 сентября занятий как таковых почти не было, особенно в младших классах, хотя расписание все узнавали заранее и в школу шли уже с необходимым комплектом учебников.

Весь школьный курс был разделён на три этапа:

Начальная школа, 1 - 3 классы

Средняя школа, 4 - 8 классы

Старшие классы, с 8 по 10.

Отдельно выделим такой предмет как "Труд" - трудовое обучение. В начальных классах сводилось к клейке всяких поделок из бумаги и мастерению и разного рода конструкторов, в средней - мальчики осваивали в школьной мастерской молотки и рубанки, а девочки - домоводство.

1 - 3 классы

Классы 1 по 3 относились к начальной школе. В этот период детей (НАС!) учили элементарной грамотности и давали первичные представления об окружающем мире.

Изначально в 1 классе было 3 (прописью - три) основных предмета: письмо, чтение и математика, к ним в довесок шли рисование, музыка, физкультура и природоведение, раз в неделю обязательно был классный час, где обсуждали всякие и всяческие внутриклассные дела (ругали двоечников, хвалили отличников, назначали дежурных итд итп).

Где-то через месяц - другой после начала учёбы предмет "письмо" заменяли на "русский язык", а "чтение" на "литературу".

Все занятия проходили в одном классе, единственное исключение - физкультура. Пока ещё (и когда уже) было тепло, физкультурой занимались на улице, в холодное время - в зале. В конкретно моей школе - в актовом:-)

Состав уроков начальной школы не менялся все три года, разве что только во 2 классе добавляли иностранный язык. Самым массовым был английский, однако в школах изучали и другие языки, включая самую разную экзотику. Полный комплект европейских я не говорю, а за суахили не ручаюсь, но мне известны люди, изучавшие в школьные годы (не факультативно, а в рамках общей программы) китайский, турецкий и фарси.

Все основные уроки вёл один единственный учитель - классный руководитель, отдельные учителя были для музыки, рисования (и то не всегда) и для иностранного языка.

В первом классе нас принимали в октябрята. В чём был глубокий эссенциальный смысл этой "организации" по прошествии стольких лет я уже сказать не могу, но мы носили октябрятский значок и считалось что весь класс составляет один октябрятский отряд. Ну а в третьем классе, по достижении 9 лет, нас принимали в пионеры. Это уже был гораздо более осмысленный шаг, там требовалось хотя бы заучить правила пионеров Советского Союза. Формально можно было и не вступать и, по рассказам учителей и знакомых, такие случаи бывали. Как правило по причине тяжёлой формы христоза головного мозга у родителей.

В пионеры принимали по разному. Самый ходовой вариант - в родной школе, самых выдающихся - на Красной площади, перед Мавзолеем Ленина. На это мероприятие самых выдающихся вступающих свозили со всей страны. Я же удостоился промежуточного варианта - в Мемориальном зале музея Ленина. Получилось пафосно, до сих пор помню.

4 - 8 классы

С 4 класса жизнь школьника резко менялась. Прежде всего, менялся классный руководитель. Во вторых, теперь уроки шли в предметных классах и школьники переходили из класса в класс. Ну и естественно, каждому предмету полагался свой учитель.

Менялся и состав предметов, прежде всего, добавлялись новые, а кое-что пропадало.

Что там было в нормальных условиях в 4 классе сказать точно не могу, потому как школа в которой я учился была экспериментальной и по причине экпериментальности, многое там делалось через зад. И вот пик этого "через зад" пришёлся именно на мой 4-й класс. Дальше, то-ли нужные люди получили свои диссертации, то-ли самым рьяным вставили через тот же зад по самые гланды, но с пятого класса у нас всё более-менее пришло в норму.

В 4 классе, ЕМНИП, появились география и история. История в виде то-ли истории СССР, то-ли "Родная история" - краткий и очень наивный курс истории России - СССР, начиная от первых славян до последнего съезда КПСС. По сути - набор рассказов и анекдотов на тему. Ну, по уровню и возрасту учеников. Ещё я помню учебник Природоведения для 4 класса, но самого предмета у нас не было.

В 5 классе уже была полноценная физическая география и начиналась полноценная история. Также начиналась и биология: 5 - 6 классы (до середины 6-го класса) - ботаника, 6 - 7 - зоология.

Историю преподавали в соответствии с периодизацией смены общественно-экономических формаций (по Марксу с Энгельсом): древний мир - первобытно-общинный строй и рабовладельческие государства, средние века - феодализм, новое время - господство капитализма, новейшее время - с Октябрьской революции, развитие и утверждение социалистического строя. Упор делали на анализ классовой структуры общества, классовую борьбу и социальные революции.

С 6 класса начиналась физика, с 7 класса - химия, а в восьмом изучали анатомию и физиологию человека.

В некоторых школах с 8 класса происходила специализация: биологический класс, математический класс итп.

Также где-то с 6 или 7 класса, точно уже не помню, летние каникулы урезали на один месяц: на июнь полагалась производственная практика. Конкретная реализация этой практики сильно зависела от конкретной школы, её связей с научными и производственными организациями, ВУЗами и тп. Частенько вся "практика" сводилась к тому, что детей сгоняли в школу, давали задание убираться и оставляли балдеть.

В 8 классе мы переступали 14-летний рубеж, покидали по возрасту пионерскую организацию и многие (но далеко не все) вступали в Комсомол. Вот комсомол это уже было вполне осознанное деяние. Там всё уже было по взрослому и индивидуально: заявление, рекомендации 2 членов ВЛКСМ или одного от КПСС, членский билет и членские взносы (для школьников = 2 коп/мес. Для сравнения = 2 коробка спичек или два стакана газировки без сиропа в уличном автомате, или один разговор по телефону в уличном автомате). Процедура вступления в комсомол была довольно длительной, комсомольские билеты вручали в райкоме.

Ходовое мнение было, что членство в ВЛКСМ упрощает поступление в ВУЗ и вообще карьерный рост. На деле многие мои одноклассники поступили в ВУЗ и без этого. С другой стороны, для некоторых ВУЗов членство в Комсомоле было обязательным (Высшая школа КГБ, например).

8 класс был очень важным рубежом: по его окончании проходили экзамены и ученики получали аттестат. А по результатам аттестата происходило разделение: кто-то продолжал учиться в школе с прицелом на ВУЗ, а кто-то отправлялся осваивать рабочие специальности в ПТУ.

9 и 10 классы

В старшей школе происходили свои изменения. Там уже не было русского языка, ЕМНИП, заканчивалась и химия. А вот физику и биологию изучали на более высоком уровне. Биология шла "Общая биология", с элементами генетики, экологии и эволюционного учения. Что там в физике было я не очень помню, но вот точно появлялось обществоведение - основы советского законодательства, по факту.

Продолжалась история, подробно изучали историю СССР.

В 10 классе проходили астрономию, но большей частью уже проходили мимо.

Но главное что происходило в 9 - 10 классах - подготовка к поступлению в ВУЗ. Репетиторы, дополнительные занятия, подготовительные курсы... Ну и ещё такой фактор как возраст и гормоны. Мальчики и девочки уже активно интересовались друг другом. Потому и времени на школу уже практически не оставалось:-)

Ну а завершалось всё Последним звонком (25 мая), выпускные экзамены (очень серьёзно! С плохим аттестатом про ВУЗ можно было сразу забыть!) и 25 июня проходили выпускные балы.

Выпускной бал проходил обычно в школе (что, IMHO, эссенциально правильно, ибо это не просто молодёжная пьянка, а прощание со школой). Начиналось всё с торжественного вручения аттестатов, потом пир. Пир этот предполагался безалкогольным и учителя с родителями следили, чтобы так и было. Но, естественно, уследить за всем не получалось, потому некоторые, особо выдающиеся личности надирались. Но это не было массовым явлением. Классы, кстати, оставались открытыми (кроме особо ценных и опасных помещений, типа библиотеки и каптёрки с реактивами в кабинете химии), так что бывшие уже школьники могли лишний раз поностальгировать в любимых классах.

Начинался бал вечером и завершался с рассветом. И мы, в последний раз, выходили из столь родных школьных дверей. В совершенно новую, уже взрослую, жизнь...

Современные школьники - везунчики. Для них продаются портфели и рюкзачки разных размеров и форм, яркие фломастеры, забавные ручки, точилки в виде зверушек и машинок, да и саму школьную форму можно подобрать удобную и модную. В нашем детстве все было по-другому. Но детство есть детство, и мы радовались тому, что у нас было: тетрадкам, обложкам для книг, счетным палочкам, трафаретам… И, сравнивая с современными атрибутами школы, вспоминаем их сейчас с улыбкой.

Дневник и промокашка.

Тетрадки были простенькие, без рисунков и надписей. На обратной стороне печатались правила поведения школьников, таблица умножения или, на худой конец, слова песен: «Взвейтесь кострами, синие ночи», «День Победы», «Орленок», «То березка, то рябина», «С чего начинается Родина», Гимн СССР. Тетрадки почему-то были грязно-грустных цветов: синие, розовые, зеленые, желтые. До сих пор для меня загадка, почему в тетрадках в клеточку не было полей? Их надо было самим чертить, причем обязательно красным карандашом, а не ручкой.

Какое-то время мы писали чернилами: сначала перьевыми ручками, которые макали в чернильницы-непроливайки (они стояли на каждой парте, и в них вечно плавали дохлые мошки). Каким бы ты аккуратистом-эквилибристом ни был, все же ты не мог избежать клякс на парте или в тетрадке. Позже палочки с пером заменили вечно протекающие автоматические чернильные ручки (с пипетками и резьбовые). Кстати, перьевые ручки можно было встретить на почте и в сберкассах еще в конце восьмидесятых, ими заполняли квитанции и писали тексты телеграмм.

Шариковыми ручками Министерство образования СССР разрешило пользоваться лишь в конце 70-х годов. Конечно, это был прорыв, все дети необъятной Родины вздохнули с облегчением. И только сейчас понимаешь, что чернильная ручка - это дорого и стильно, а каллиграфия - это искусство, на котором японцы, например, до сих пор зарабатывают неплохие деньги.

Чтобы не ждать, пока чернила высохнут, страничку промакивали специальным листиком, который лежал в каждой тетрадке, - промокашкой. Это совершенно замечательный предмет, ушедший в небытие вместе с чернильными ручками. И слово-то какое доброе - промокашка.

Розовый, голубой или сиреневый листик был всегда исписан и изрисован, да и вообще применений ему было куча: из промокашки делали классные самолетики, потому что бумага была легче, шпаргалки, и новогодние снежинки тоже отличные получались. А записочки девчонкам или мальчишкам! Они бесшумно попадали в «объект воздыханий», в отличие от бумажных тяжелых листиков.

У мальчишек, как правило, этот листик быстро использовался, и не совсем по прямому назначению: его жевали, чтобы через трубочку запустить шарик в соседа (соседку). Несчастные современные дети, чем же они плюются друг в друга?

Школьная форма

Если вы спросите у 40-летних женщин, какой цвет в одежде они не любят больше всего, 90% из них ответят: «Коричневый». Виной тому советская школьная форма: платье жуткого коричневого цвета и черный фартук. До сих пор содрогаюсь при воспоминании о прикосновении этой колючей одежды (платье шилось из грубой шерсти) к телу. И заметьте, его носили круглогодично: осенью, зимой и весной. В этой одежде было холодно зимой и жарко весной. О какой гигиене может идти речь? Я помню, одно время продавались специальные вкладки с целлофаном, которые вшивались в подмышечную область платьев, чтобы не проступали белые соляные разводы от пота.

К коричневому платью полагалось носить черный фартук и коричневые (черные) бантики - то еще цветовое сочетание! В праздничный школьный комплект одежды входили белые фартук, колготки и бантики.

Чтобы хоть как-то разнообразить скучную форму, мамы и бабушки «отрывались» на воротничках и фартуках: их шили из тончайших кружев, импортного гипюра, вывязывали крючками, придумывали фасоны фартуков с «крылышками», с оборочками и т.д. Иногда встречались просто шедевры швейного хендмейда. Девочки старались украсить школьную одежду как могли: прикалывали броши, делали аппликации из кожи, вшивали бусины (правда, строгие учителя заставляли все это великолепие убрать, они же линейкой вымеряли и длину платья от коленки до кромки - не дай бог выше на миллиметр, чем положено по инструкции Минобразования).

Некоторым родителям удавалось по блату достать «прибалтийскую» форму, она была приятного шоколадного цвета и шилась не из шерсти, а из какого-то мягкого материала. Справедливости ради отмечу, что советская форма шилась разных фасонов: использовались плиссированная юбка, защипы, складки и т.д. И все равно мы ненавидели форму, благо ее отменили в середине 80-х… Хотя сейчас иногда смотрю старые фотки и, сравнивая с нынешней школьной формой, думаю: а может, что-то и было в тех платьицах с фартучками? Стильное и благородное.

Воротнички надо было стирать и пришивать каждую неделю. Это, конечно, ужасно напрягало, но с высоты теперешнего ума понимаю - это был неплохой урок чистоплотности для девочек. Многие ли 10-12-летние девочки могут пришить себе пуговицу и постирать за собой белье?

Но вот что было поистине прекрасным в те годы, так это молочные коржики в столовке! Янтарного цвета, ароматные, рассыпчатые! И очень демократичные по цене - всего 8 копеек.

Да, были и булочки с повидлом, маком, корицей, кексы, сметанники и ватрушки, но вспоминаются почему-то именно эти коржики.

Старшеклассники щеголяли с портфелями - черными или рыжими, а для учеников младших классов незаменимы были ранцы. Они изготавливались из вонючего кожзама, и кнопки-застежки в них сразу ломались. Но сами ранцы были невероятно прочными: на них катались с ледяных горок, сидя или на животе, ими дрались, их сбрасывали в кучу после уроков, когда надо было срочно собирать команду для игры в казаков-разбойников. А они ничего, жили и служили целый год.

Это сейчас простые карандаши (мягкие и твердые) можно купить в любом отделе канцтоваров, а тогда лучшими карандашами считались чехословацкие Koh-i-noor. Их привозили из-за границы или доставали по блату в универмаге. Делались они, между прочим, из калифорнийского кедра (во всяком случае, раньше). Сколько же мы сточили за время учебы этих желтых палочек с золотыми буковками и с золотыми пимпочками на кончике!

Безусловно, удобная вещь, но очень тяжелая. Особенно для впереди сидящего ученика - если он крутился и мешал на уроке, получал по голове подставкой вместе с книгой.

Этим гаджетом лично я пользоваться не умела, а вот для многих ботаников в те годы она была незаменима. В советское время, когда еще не было компьютеров, а первые электронные калькуляторы были диковинкой, математические расчеты выполнялись на нем. Линейки были разной длины (от 15 до 50-75 см), от нее зависела точность вычислений.

С помощью линейки можно было выполнять сложение, вычитание, умножение и деление, возведение в степень и извлечение корня, вычисление логарифмов и работать с тригонометрическими функциями. Говорят, точность выполнения операций могла достигать 4-5 знаков после запятой!

Для меня все эти манипуляции с линейкой были делом очень сложным, но переоценить ее роль в жизни студентов-математиков тех лет невозможно. Недавно услышала от одной женщины, что муж ее научил пользоваться логарифмической линейкой для того, чтобы она вычисляла количество петель во время вязания. «Для меня и сегодня эта вещь незаменима в составлении различных пропорций», - уверена женщина.

Я не люблю точилки, в детстве меня папа научил гениально точить карандаши лезвием или острым ножом. Точилок в те времена было мало, да и точили они, как правило, жестоко. Пока добьешься «правильного» грифеля, карандаш закончится, исключение составлял лишь настольный механический приборчик для заточки карандашей.

Чего только не найдешь в портфеле-ранце школьника всех времен и народов! Но сегодня точно не увидишь вот такую смешную игрушку-жабку, с которой носились на переменках и в продленке.

У каждого из нас свои воспоминания о том времени - светлые и не очень. А что вы помните из школьного детства?

Нельзя говорить о каких-либо достоинствах советской системы образования, не понимая, как, когда и откуда она появилась. Основные принципы образования на ближайшую перспективу были сформулированы еще в 1903 году. На II съезде Российской социал-демократической рабочей партии было заявлено, что образование должно быть всеобщим и бесплатным для всех детей до 16 лет вне зависимости от пола. Кроме того, следует ликвидировать сословные и национальные школы, а также отделить школу от церкви. 9 1917 года является днем учреждения Государственной комиссии по просвещению, которая и должна была разрабатывать и контролировать всю систему образования и культуры огромной страны Советов. Положение «О единой трудовой школе РСФСР», датированное октябрем 1918 года, предусматривало обязательное посещение школ всеми гражданами страны в возрасте от 8 до 50 лет, которые еще не умели читать и писать. Единственное, что можно было выбирать, - на обучаться грамоте (русском или родном).

В то время большая часть трудового населения была неграмотной. Страна Советов считалась сильно отстающей от Европы, где общее образование для всех было введено почти на 100 лет раньше. Ленин считал, что умение читать и писать сможет дать толчок каждому человеку к «улучшению своего хозяйства и своего государства».

К 1920 году более 3 миллионов человек обучились грамоте. Перепись того же года показала, что более 40 процентов населения старше 8 лет умеют читать и писать.

Перепись 1920 года была неполной. Она не проводилась в Белоруссии, Крыму, Закавказье, на Северном Кавказе, в Подольской и Волынской губерниях, ряде местностей Украины.

Коренные изменения ждали систему образования в 1918-1920 годах. Школу отделили от церкви, а церковь от государства. Преподавание любого вероучения было под запретом, мальчики и девочки теперь учились вместе, а за уроки теперь не нужно было ничего платить. В это же время начали создавать систему дошкольного воспитания, пересмотрели правила приема в высшие учебные заведения.

В 1927 году среднее время обучения для людей старше 9 лет составляло чуть более года, в 1977 году – почти 8 полных лет.

К 1930-м годам неграмотность как явление было побеждено. Система образования была организована следующим образом. Практически сразу после рождения ребенка его можно было отдать в ясли, затем в детский сад. Причем существовали как детские сады дневного пребывания, так и круглосуточные. После 4 лет обучения в начальных классах ребенок становился учеником средней школы. По ее окончании он мог получить профессию в училище или техникуме или же продолжить обучение в старших классах основной школы.

Стремление воспитать благонадежных членов советского общества и грамотных специалистов (особенно инженерно-технического профиля) сделало советскую систему образования лучшей в мире. Тотальному реформированию подверглась в ходе либеральных реформ в 1990-х годах.

Одним из самых значительных преимуществ советской системы школьного образования являлась его доступность. Это право было закреплено конституционно (статья 45 Конституции СССР 1977 года).

Главное отличие советской системы образования от американской или британской заключалось в единстве и согласованности всех звеньев образования. Четкая вертикальная ступень (начальная, средняя школа, вуз, докторантура) позволяла точно спланировать вектор своего обучения. Для каждой ступени были выработаны единые программы и требования. При переезде родителей или смены школы по каким-либо иным причинам не было необходимости заново изучать материал или пытаться вникнуть в систему, принятую в новом образовательном учреждении. Максимум неприятностей, который мог доставить переход в другую школу, - необходимость повторять или догонять 3-4 темы по каждой дисциплине. Учебники в школьной библиотеке выдавались бесплатно и были доступны абсолютно всем.

Педагоги советской школы давали базовые знания по своим предметам. И их вполне хватало, чтобы выпускник школы самостоятельно (без репетиторов и взяток) поступил в высшее учебное заведение. Тем не менее советское образование считалось фундаментальным. Общеобразовательный уровень подразумевал широкий кругозор. В СССР не было ни одного выпускника школы, который бы не читал Пушкина или не знал, кто такой Васнецов.

Сейчас в российских школах экзамены могут быть обязательными для учеников даже начальных классов (в зависимости от внутренней политики школы и решения педагогического совета). В советской школе дети сдавали итоговые выпускные экзамены после 8 и после 10 класса. Ни о каких тестированиях речи не было. Метод контроля знаний как на уроках, так и во время экзаменов был понятным и прозрачным.

Каждый ученик, решивший продолжить обучение в вузе, по его окончании гарантированно получал работу. Во-первых, количество мест в университетах и институтах было ограничено социальным заказом, а во-вторых, после окончания обучения проводилось обязательное распределение. Нередко молодых специалистов отправляли на целину, на всесоюзные стройки. Однако отработать там нужно было всего несколько лет (так государство компенсировало затраты на обучение). Потом появлялась возможность вернуться в родной город или остаться там, куда попадали по распределению.

Ошибочно полагать, что в советской школе у всех учеников был одинаковый уровень знаний. Безусловно, общая программа должна быть усвоена всеми. Но если подросток интересуется каким-то отдельным предметом, то ему давались все возможности для его дополнительного изучения. При школах были математические кружки, кружки любителей словесности и так далее. Кроме того, существовали профильные классы и профильные школы, где дети получали возможность углубленно изучать те или иные предметы. Поводом особенной гордости родителей были дети, обучающиеся в математической школе или школе с языковым уклоном.

Каждое новое поколение считает молодежь более ленивой, эгоистичной и никуда не годной, чем их отцы и деды. Это вполне привычные представления о жизни молодых людей, когда они не совпадает с идеалами поколения старшего. И все же дети действительно меняются, а с ними меняются и ценности всего мира.

Инструкция

Современное молодое поколение еще называют поколением «ЯЯЯ». Эти молодые люди уверены, что все в этом мире делается для них, больше всего они заботятся о собственном комфорте, выгоде, абсолютно убеждены в собственной ценности для окружающих. Блоги, твиттер, социальные сети, помогают в их потребности самовыражения. Нужно сразу оговориться, что речь идет о глобальных тенденциях в мире, а не о каждом конкретном ребенке.

Развитие технологий позволяет этим детям описывать и фотографировать каждый шаг их жизни, причем, многие из них совершенно уверены, что окружающему миру интересно, что они едят на завтрак, чем занимаются днем и куда ходят вечером. Название поколения «ЯЯЯ» происходит из привычки самолюбования этих молодых людей, которые уже даже не понимают, что остальным, в общем-то, по большей части нет дела до их переживаний и интересов.

Современные дети в отличие от их родителей и тем более бабушек и дедушек не привыкли к физическому труду, а многие не любят и не умеют трудиться вообще. Они не любят брать на себя ответственность, принимать серьезных решений, предпочитают «плыть по течению» и не обременять себя сильными переживаниями и проблемами. Это поколение окружено таким количеством информации, что постигать новое не стремится, поэтому эти дети считаются самым неинтеллектуальным и некреативным поколением.

Зато это самое милое, непроблемное и позитивное поколение из всех существующих. Они не бунтуют против существующей системы мира, хорошо относятся к своим родителям, подолгу остаются жить с ними. Они уверены, что слава, как и большие деньги, достигается просто и стремятся быть знаменитыми, но редко понимают, что для этого нужно много работать.

Почему они такие? Все объясняется довольно просто: вся история человечества шла к этому тысячелетиями, и сейчас мы имеем то поколение, которое создали мы, наши предки и предки наших предков. В далекие века до нашей эры и примерно века до 18 детей в семьях частенько даже не считали за людей. Смертность среди была огромной, медицина против простейших инфекций и глобальных эпидемий не помогала. Что еще оставалось делать родителям, как не воспринимать смерть своих детей, как нечто привычное и абсолютно естественное?

Кроме того, в обычных семьях проживало по десять, а то и больше детей. Уделять внимание каждому было пустой тратой времени, нужно было доставать пропитание для такой . Получалось, что пока человек не вырастал до возраста женитьбы или хотя бы не начинал зарабатывать себе и другим детям на хлеб, он значил для своих родителей лишний рот и хлопоты. В эти времена у разных народов от детей избавлялись, их муштровали, физическими наказаниями и насилием старались приучить к порядку, отдавали на работу в раннем возрасте.

Однако со временем человечество взрослело, причем, в прямом смысле: увеличивался средний возраст наций. Детей в семьях становилось все меньше, зато люди научились доживать до более преклонного возраста. Теперь выживать семье стало проще, уровень медицины позволил большинству младенцев оставаться в живых после первого года жизни. И ценность ребенка в семье возросла. Родители отныне могли уделять больше внимание своему потомству и лучше заботиться о нем.

После мировых войн 20 века ценность человеческой жизни, а особенно жизни ребенка, многократно увеличилась. Мир практически лишился двух здоровых поколений молодых людей. Законы и конвенции о правах ребенка, принятые после этого, подготовили почву для сегодняшнего поколения. Теперь ребенка запрещено наказывать физически, его опекают государство и родители, строго запрещено наносить детям вред алкоголем, табаком, аморальной продукцией. Дети с раннего детства окружены заботой и пониманием о том, что нужны своим родителям, к ним уважительно относятся учителя, все общество обязано соблюдать права ребенка.

В таких условиях нечему удивляться, что дети вырастают несамостоятельными и зацикленными на себе. И задача воспитания полноценной личности ложится во многом на плечи родителей.



Copyright © 2024 Алименты. Развод. Дети. Усыновление. Брачный договор.