Жанры вокальной музыки. Вокальная музыка Камерное вокальное произведение для голоса с аккомпанементом

Лекция

Пение – исполнение музыки голосом; искусство передавать средствами голоса образное содержание музыкального произведения; самый древний вид музыкального искусства, ровесница человеческой речи. На заре существования человеческого общества, тогда же, когда человек научился применять звуковую речь как средство для общения с другими людьми, возникли и первые примитивные формы вокальной музыки, тесно связанные с самими формами существования первобытных племен. Это были пастушеские зовы, охотничьи или военные кличи, восклицания, объединявшие усилия людей в совместном труде. Из этих восклицаний возникли в последствии трудовые песни.

Уже тогда музыка и именно вокальная сопутствовала человеку на протяжении всей его жизни. Матери убаюкивали младенцев колыбельными песнями, песня сопровождала игры детей и развлечения взрослых, и, наконец, люди оплакивали утрату своих близких тоже в песнях-причитаниях.

С тех давних времен человечество прошло огромный, многовековой путь. Изменилось, развилось и усложнилось и музыкальное искусство, обогатившись новыми средствами выражения. Но и многие древнейшие формы вокальной музыки продолжают жить, сохранившись в быту и в искусстве цивилизованных народов, и при этом не как пережиток, а как естественное выражение человеческих чувств. К таким бессмертным формам вокальной музыки относится, например, колыбельная песня, да и многие другие жанры народно-песенного искусства, уходящего своими корнями в далекое прошлое.

Начиная от самых простых, примитивных форм древнейшего искусства и кончая большими сложными произведениями современности, вокальная музыка неразрывно связана с речью, со словом, так как речь и пение очень близки между собой. Чем живее, выразительнее речь человека, тем она напевнее, тем яснее мы слышим в ней подъемы и понижения голоса (так называемые речевые интонации), иногда столь яркие, что ухо ясно улавливает своеобразную «мелодию» речи, хотя звуки этой мелодии не имеют фиксированной высоты и не могу быть поэтому точно записаны по нотном стане. Чем менее выразительна речь (например, скучное выступление оратора «по бумажке»), тем она монотоннее, тем однообразнее ее интонации, тем меньше в ней в ней музыки. Но между ними есть и существенная разница. Для произнесения и понимания слов важно не столько различие звуков по высоте, сколько их окраска, различие, получающееся благодаря изменению положения губ, зубов и языка, в результате чего мы и слышим гласные и согласные звуки.

Вокальная музыка - богатая и многообразная область музыкального творчества. Классификация пвческих голосов:


Детские голоса (дисконт). Известно, что голоса мальчиков, прошедшие специальную подготовку, отличаются легкостью, подвижностью, красотой, «серебристостью» звучания. Именно на эти качества детских голосов всегда обращало внимание духовенство использовало пение мальчиков в церковных Хорах.

Каждый из этих голосов обладает своей ярко выраженной тембровой окраской. Скажем, для передачи кокетливого девичьего щебетания подходит колоратурное сопрано, а сурово рокочущий бас способен воплощать образы величавые, мужественные, грозные звуки.

Существуют разные формы вокальной музыки , требующие от слушателей творческого напряжения. Таковы монументальные классические композиции для солистов, хора и оркестра: оратории Генделя и Баха, реквиемы Моцарта, Берлиоза, Верди, кантаты Танеева, Рахманинова, Прокофьева. Их музыкальное содержание отнюдь не ограничивается привычными песенными мотивами. В них встречается и сложное хоровое многоголосие, и сольные арии, и развернутые симфонические фрагменты. Чтобы постигнуть музыку этих классических композиций, охватить во всем объеме их величавую масштабность, надо обладать необходимым эстетическим опытом.

Хотя мелодия каждой любимой песни в нашем представлении неразрывно сливается со словами, надо все же ясно представить себе, что музыка ее составляет особую, вполне самостоятельную художественную ценность. Великий австрийский композитор Густав Малер как-то остроумно заметил, что «музыка в песне может выразить намного больше того, что говорят слова».

Итак, слушая вокальную музыку, мы не только следим за развитием поэтического сюжета, но и воспринимаем самую душу песни, романса, их музыкальную сущность, выросшую из данного словесного образа.

Существуют разные типы вокальной музыки и соответственно три манеры пения:

- певучий стиль . В этих произведениях преобладает завершенная плавная мелодия, близкая песне. Такая музыка особенно доходчива и любима массами. Широкое, плавное, связное пение - кантилена;

- декламационный стиль - стиль, похожий скорее на театральную декламацию, нежели на пластичный песенный мотив. В таких случаях мелодический рисунок воспроизводит различные оттенки человеческой речи - интонации гнева и удивления, радости и нежности, злобы и возмущения. Например, вокальная сценка Даргомыжского «Возвратился ночью мельник» на слова Пушкина. В ней явно преобладает декламационный принцип исполнения: певец подражает, то пьяному бормотанию загулявшего мельника, то гневным выкрикам его сварливой жены.

Декламационные приемы особенно широко используются в опере. Не следует искать в вокальной музыке, в частности оперной, только завершенные мелодии песенного склада. Надо уметь слушать и декламационное пение. Оно, правда, не всегда ласкает слух, как красивая плавная кантилена, но зато в нем нередко запечатлены тончайшие детали человеческих переживаний, реальных живых страстей.

Такой прием исполнения в музыки называется – речитатив (род вокальной музыки, приближающейся к естественной речи при сохранении фиксированного музыкального строя и ритма). Применяется в опере, оратории, кантате. В 17 – 18 вв. возникли «сухой речитатив», «аккомпанированный речитатив», т.е. в сопровождении аккордов клавесина (позднее - оркестра).

- Колоратурный стиль - здесь наблюдается отход от слова, большое количество украшений (иногда дробящих слово), пассажей, быстрое движение мелодии.

Конечно, бывает и так, что на превосходные стихи пишется посредственная музыка. В этом случае удачной арии или песни все же не получится, как бы ни хорош был текст. И наоборот, бывали примеры, когда гениальная музыка сочеталась с посредственными стихами. Так, Чайковский создал некоторые свои романсы на слова второстепенных поэтов Д. Ратгауза или К. Романова. Следовательно, именно музыка определяет художественную ценность вокальной пьесы, ее подлинное содержание. И слушая песню, романс, арию, мы, прежде всего, наслаждаемся красотой мелодии, навеянной поэтическим словом. Критерием художественного качества такой музыки служит еще одно важное обстоятельство: насколько верно воплощает она идеи и образы стихов.

Вокальная музыка чаще всего сочетает пение с инструментальным сопровождением, или, как говорят, аккомпанементом. Во многих романсах, песнях, оперных ариях аккомпанемент выступает на равных правах с вокальной партией.

В сопровождении рояля или оркестра нередко иллюстрируются основные образы текста, подчеркивается звуковой фон, на котором разыгрывается действие.

Таким образом, при слушании вокальной музыки мы воспринимаем в неразрывной связи три художественных элемента: поэтическое слово, вокальную мелодию и инструментальный аккомпанемент. Именно сочетание этих трех элементов создает цельный единый образ.


Вокальная музыка может быть представлена произведениями со словами, без слов, для сольного (одноголосное), ансамблевого (1,2,3,4,5 голосов) и хорового исполнения.

Пение без слов – вокализ (от франц. Vocalise – гласный звук). Рассматривается вокализ скорее как упражнение для развития вокальной техники. Известны и вокализы для концертного исполнения (С. В. Рахманинов «Вокализ»).

Обычно пение сопровождается инструментальным сопровождением, но бывает a cappella (без сопровождения).

Вокальные примеры этих стилей: в певучем стиле выдержано большинство опер 19 века: "Тоска" Пуччини, "Аида" Верди.

В декламационном стиле написаны сцены и монологи 19 и, особенно, 20 века: "Воцек" Берга, "Игрок" Прокофьева, "Нос" Шостаковича. В колоратурном стиле пишутся чаще всего произведения для высоких, легких голосов, которые обладают подвижностью, однако на рубеже 18-19 веков в Италии было повальное увлечение колоратурным стилем. Этот технический прием практиковался всеми певцами, независимо от типов голоса. Примером служит музыка Дж. Россини, опера "Золушка", где главная партия написана для меццосопрано и даже басовая партия тоже колоратурная.

Очень часто в одном произведении используется вокальные мелодии разных стилей для создания разных характеров и образов.

Замечательно интересно писал о пении прекрасный итальянский певец Л. Вольпи: "Пение - важнейшее проявление человеческой натуры, потому что оно представляет собой выражение чувства, страстей, работы воображения, мыслей, тесно связанное с анатомической и духовной структурой человека. Но артистическое пение, как камерное, так и театральное, требует технических знаний, упражнений, метода и стиля, которые может дать только обучение. Недостаточно просто петь, нужно уметь петь, чтобы служить искусству и сохранить голос. Что дает школа? Она создает музыкальный инструмент, превращает гортань, дыхательную систему и резонаторы в гармоничное целое, которое может породить музыкальный звук, соответствующий эстетическим и акустическим законам. Акустическим же законам нет дела до различных школ, потому что они ведают лишь самой физической природой звука. Школа лишь исправляет недостатки и несовершенства, заполняет бреши. Но методы меняются, и каждая школа, каждый преподаватель, к сожалению, имеет свой собственный метод".

Вопросы и проблемы вокальной техники затрагивались в трудах Гиппократа (греческий врач, основоположник античной медицины 4-5 в. до н.э.) и Платона (греческий философ, ученик Сократа 4 в. до н.э.). 2500 лет назад Гиппократ написал, что "голос рождается в голове, то есть в черепных полостях", чем подчеркивал значение резонанса и резонаторов.

Один из первых дошедших до нас сочинений по искусству пения, указаний по постановке голоса и технике пения считается трактат араба Абуаль-Хасана (прозвище - Зираб - дрозд). Трактат издан в Испании на рубеже 8-9 веков. В средние века (13 век) был известен трактат о пении Джероламо ди Моравиа.

Наиболее известны авторы вокально-педагогических сочинений 16,17,18 веков - Л. Цаккони, Дж. Каччини, П. Ф. Този, Дж. Манчини. На протяжении всех веков продолжалось изучение голосового аппарата человека и его возможностей, совершенствование школ, методов, принципов исполнения, однако все работы имели описательный характер, их авторы детально останавливались на развитии вокальной техники, принципах исполнения.

После изобретения ларингоскопа (зеркало с ручкой) в 1855 году испанским педагогом М.Гарсиа и исследования дыхательных движений в пении (40е годы 19 века Дидей и Петрекен), методические установки и приемы обучения начинают получать научное обоснование. Профессиональное вокальное искусство было известно еще в античном мире, об этом говорят литературные свидетельства Греции 8-4 веков: Гомер, Сапфо, Эсхил, Софокл.

Аэды сочиняли и исполняли свои произведения под аккомпанемент струнного инструмента. До нас дошло несколько имен певцов-композиторов Древней Греции, в частности имя Терпандра, певцов Стехизора, Ксенокрита, Клеомена, певицы Ниссиды из Локр и другие. Аэдов сменили рапсиэды, это были греческие декламаторы, которые речитативом, без музыкального сопровождения, исполняли на праздниках и пирах отрывки из разучиваемых по записи текстов, то есть они не сочиняли, а соединяли и исполняли фрагменты известных поэм преимущественно Гомера. В странах древнего Востока музыка занимала очень важное место. Считается, что самое древнее искусство профессионального пения возникло в Китае (из стран Востока).

К 6 веку до н.э. относится "Книга песен" - "Шицзин", составление которой приписывается Конфуцию. Согласно конфуцианству, музыка представляла собой микрокосм, воплощающий великий Космос, а песня играла в китайской музыке очень важную роль. Конфуций утверждал, что прекрасная музыка способствует истинному государственному устройству, именно поэтому она обладает строго определенной структурой. В период Хань (2 в. до н.э.) при дворе императора создается специальная музыкальная палата Юэфу, при ней существовал коллектив (до 800 человек) певцов и танцоров из различных областей Китая. Деятели Юэфу занимались собиранием и обработкой народных песен. В 714 году в Китае открылось 5 специальных учебных заведений, где обучали музыке, пению, танцам.

Поэты Ду Фу, Ли Бо, Бо Дзюй писали песни на свои стихи.

В 10 веке появляется крупнейший музыкально - теоретический трактат "Записи о музыке". В 13-14 веках возникает и развивается театр, музыка и пение в нем занимают главенствующее место.

Музыка Индии - древнейшая самобытная культура. Древние индийские литературные памятники сохранили многочисленные свидетельства неотъемлемой части музыки в жизни общины, в которой музыканты окружались большим почетом. Каждое племя имело своих певцов, в обязанности которых входило исполнение гимнов во время религиозных и магических обрядов. Ритуальные песнопения нашли свое отражение в "Ригведе" - одном из наиболее древних письменных памятников Индии (2-е тыс. до н.э.).

Трактат по театру, музыке и танцу "Натьяшастра" (1 в. н.э.) дает основание считать, что еще задолго до его создания индийцы располагали высокоразвитой, глубоко своеобразной и оригинальной музыкальной системой.

Искусство индийских певцов и инструменталистов органично соединялось в народном и классическом индийском театре. В период расцвета санскритской драматургии в 4-7 веках индийская классическая музыка достигла большого развития. Изменения, которые испытывала музыкальная система Индии в процессе длительного исторического развития, не коснулись ее основных теоретических положений. Древние музыкальные каноны оставались незыблемыми для многих поколений индийских музыкантов, их унаследовали и современные индийские теоретики и музыканты. В начале 20 века Р.Тагор, который возвратил индийской профессиональной музыке утерянную в средние века традицию единства слова и его музыкального выражения, впервые выдвинул идею синтеза музыкальной культуры Востока и Запада, что явилось началом нового этапа развития музыкального искусства Индии.

Европейское вокальное искусство развивалось главным образом в форме народного и культового пения. Первые исторические представители вокального искусства - народные певцы. В средневековье в Западной Европе – это: барды - Англия 10 век, трубадуры - Франция 11 век, минезингеры - Германия 12 век, скоморохи - Россия 11 век, бандуристы, кобзари - Украина, Польша 15 век, гусляры - Россия 16 век, "лирники - Белоруссия, Молдавия, Литва, Украина 17 век; на Кавказе, в Армении, Азербайджане - гусаны 5 век, а "шуги 10 век; в Средней Азии, в Киргизии, Казахстане - акыны 19 век.

Народные певцы часто бывали и творцами песен. Искусство передавалось в устной традиции из поколения в поколение. С возникновением христианства пение вошло в церковное богослужение и распространилось в этой форме по всему миру. До 10-12 веков -одноголосное, а затем многоголосное.

Древние певцы не нуждались в специальных технических методах для исполнения своих простых одноголосных песен, использовавших звучание среднего голосового регистра и сопровождавшихся аккордами простых музыкальных инструментов. Они стремились не столько к акустическим эффектам, сколько к выражению чувств.

Высокий и сверхвысокий регистр человеческого голоса является, таким образом, открытием новейших времен, когда голос, слово, идея постепенно сливаются вместе и приспосабливаются для создания непосредственного впечатления.

Школы пения и возникают для того, чтобы человеческий голос мог владеть двумя октавами, необходимыми при исполнении музыкальных произведений с самой различной тесситурой, часто противоестественной и головоломной.

Культивировалось искусство пения и в Древнем Риме. Известно, что там, в 5 веке н.э. при папе Илларии открылась первая европейская школа пения.

Известно также о существовании в 8 веке специальных церковнопевческих школ в Метце и Суассоне, где первыми учителями были римские певцы Петр и Роман, присланные Карлу Великому папой Адрианом Первым, а также в Сен-Гальском и Турском монастырях (в Швейцарии), а в 9 и 10 веках в Дижоне, Туле, Камбре, Шартре и Невере (во Франции).

Не следует смешивать "школьное" пение с "народным", они представляли два различных течения, которые позже оказали значительное влияние друг на друга. Народное пение внесло в школьное неожиданность полета, блеск звучания и смелость вариаций.

Светская музыкальная культура развивалась в эпоху Возрождения, возникали новые, более сложные жанры вокальной и вокально-инструментальной музыки, что привело к бурному росту и дальнейшему развитию певческого искусства.

Окончательное формирование вокального искусства, подлинной и настоящей школы пения началось лишь с возникновением оперы. В 1599 году в Палацце Кореи во Флоренции представлением "Дафны" Якопо Пери по либретто Ринуччини было положено начало опере, смеси оратории и маскарада, а вместе с ней и культивированию хороших голосов.

Преподаванием занимались сами композиторы, тоже прославленные певцы, стараясь сделать из своих учеников настоящие музыкальные инструменты из плоти и крови с помощью обучения технике дыхания, звукоподачи, развития силы звука и в соответствии со строго продуманной системой. Позже, в 1600 году, властители Флоренции были поражены вышколенными голосами Франчески и Сеттимии Каччини, дочерей композитора, чью оперу "Эвридика" они исполнили в Палаццо Питти по случаю бракосочетания Марии Медичи с Генрихом IV королем Франции. В 17 веке формируются национальные вокальные школы в странах Западной Европы, каждая из них характеризуется своим стилем исполнения, манерой звуковедения и характером певческого звука.

Появляются певцы-композиторы-педагоги, одновременно складываются национальные композиторские школы, выдвигающие перед певцами определенные художествественно-исполнительские требования. В национальной вокальной манере пения находят отражение исполнительские традиции, особенности языка, темперамента, характера, интонационные, ладовые и ритмические компоненты конкретной страны и региона, их народная музыка. Уже в начале 17 века сложилась итальянская школа сольного пения, выделяясь совершенной техникой бельканто (красивого пения) и блестящими голосами. Климат Италии, вокальность итальянского языка и удобство для голоса итальянских мелодий позволяли максимально использовать певческие возможности голосового аппарата.

Итальянская школа выработала эталон классического звучания голоса, она оказала влияние на формирование и развитие других национальных вокальных школ.

Наиболее яркие музыканты того времени: Я.Пери, Дж.Каччини, К.Монтеверди, А.Скарлатти. Оперное искусство сначала было привилегией придворных кругов, но в 1637 году в Венеции открылся первый платный театр, что делало оперу доступной для народа.

На рубеже 18-19 веков итальянское пение характеризовалось обилием колоратур. Колоратурный стиль исполнения связан главным образом с исполнительским искусством певцов-кастратов, господством "мужских сопрано", фальцетистов. Они пели в церквах, капеллах, театрах, переодевались в женские наряды, исполняя женские партии. Женщины в публичных театральных действиях не участвовали. О блестящих успехах кастратов остались авторитетные свидетельства (Казанова, Россини). Голоса лучших кастратов звучали чисто, легко, красиво, беспредельно, им уступало звучание даже блестящих певиц Патти и Котоньи. Отказавшись от всего земного во имя пения, они звучали как голоса из других сфер, но в них не было жизни и тепла женского сопрано, да и физиологические нарушения, как результат кастрации, влекли за собой чудовищную тучность, что было малоэстетично.

Различные вокально-технические украшения в ариях стали сочинять и собственно певцы, исходя из своих технических голосовых возможностей. Пение стало превращаться в "турниры вокальной техники", мысль и слово из музыки стали исчезать, уступая место чисто звуковым красотам, производившим на слушателя огромное впечатление. "Поэзия потонула в декорационном пении". Россини положил конец "вокальному хулиганству". Он стал выписывать в партии обязательные для исполнения каденции, требуя их точного исполнения. К концу 19 века установилось природное равновесие, а оперное творчество

Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, а позднее Дж. Верди, привело итальянскую вокальную школу к развитию кантиленного звучания голоса, к расширению диапазона и увеличению его динамических достоинств. Вокальные партии стали более индивидуализированными в соответствии с характеристикой образов.

Позднее творчество Дж. Пуччини, Р. Леонковалло, П. Масканьи, У.Джордано привело к усилению ариозно – декламационного начала, к эмоциональной обостренности пения, которым характеризуется современное искусство итальянских певцов. Наиболее известные
итальянские певцы:

Дж. Паста, А. Каталани, А. Бозио, Дж. Рубини, Л. Лаблаш, А. Патти, А. Мазини, М. Баттистини, Э. Карузо, Т. Руффо, А. Галли-Курчи, Дж. Лаури-Вольпи, Дж. Симионато, М. Дель Монако, Ф. Корелли, Дж. Ди Стефано, Р. Скотто, М. Френи, Ф. Коссотто, П. Каппуччилли. Против итальянской школы бельканто восстала французская школа, руководимая Ж. Б. Люли. Особенность этой школы определялась декламационным стилем, ведущим происхождение от распевной декламации поэтов и актеров французской классической трагедии 16 века. Находит отражение в этой школе и национальный характер песенности. Этот стиль формировался под влиянием творчества Ж.Б.Люли, Рамо, К. В. Глюка, А. Гретри, а затем Дж. Мейербера. Ш. Гуно, К. Сен-Санса, Ж. Масне, Ж. Бизе. Крупнейшими представителями школы явились певцы: А. Нурри, Ж. Дюпре, Д. Арто, М. Малибран, П. Виардо, Ж. Девойо.

Интересен факт раскола общества Франции на 2 лагеря сторонников итальянской и французской школы пения. Разделились мнения короля, королевы, всего двора, Руссо и Вольтера. Этот "раздел" общества остался в истории под названием "войны шутов". Вокальную школу Франции 18-19 веков Ромен Роллан характеризует как школу великолепной актерской игры и декламации. Не случайно и Парижская консерватория получает название консерватории "музыки и декламации".

Немецко-австрийская школа стремилась объединить итальянское бельканто и чрезмерный "экспрессионизм" французской школы, чтобы эмоция и мысль заняли подобающее место. Так возникло творчество И.С.Баха, Г.Ф.Генделя. В.А.Моцарт синтезировал достижения всех основных современных ему школ.

Музыка немецких композиторов Л. Бетховена, К. М. Вебера, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, И. Брамса, Х. Вольфа очень связана с немецкой национальной песенностью, истинно национальна, она дала начало нового в ту пору амплуа: камерного пения, камерного певца. Особняком в немецкой музыке стоит творчество Р.Вагнера. Оно вызвало к жизни особый стиль пения возвышенной декламационности, мощности тембра, насыщенности звучания голоса (часто чрезмерное, даже губительное для человеческого голоса), исполнение длинных фраз с нарастающей звучностью. Голоса вокалистов у Вагнера вплетались в звучание оркестра, как один из инструментов. Оперы огромные полотна. Некоторые исполнялись по 5 вечеров подряд ("Кольцо Нибелунгов", "Золото Рейна"). На стиль исполнения немецких певцов последующих поколений оказало влияние оперное творчество Р.Штрауса, А.Шенберга, А.Берга, П.Хиндемита, К.Орфа и других.

Наиболее известные певцы: Г. Зонтаг, В. Шредер-Девриент, Л. Леман, Ю. Штокхаузен, Э. Шварцкопф, Л. Фишер-Дискау, Т. Адам. В других странах появились свои вокальные национальные школы, свои замечательные певцы и педагоги, но ведущее место всегда занимала итальянская школа и певцы.

В 19 и 20 веках в историю мирового вокала вошли: Е.Линд - Швеция; К. Новелло - Великобритания; Э.Решке, А. Дидур, Е. бандровска-Турска - Польша; Х. Даркле - Румыния; Э. Дестинова -Чехословакия. К середине 20 века вокальное искусство широко развивается во всех еввропейских государствах, в США, Канаде, Южной Америке, а также в Японии, Корее и других странах.

В России до начала 18 века вокальное искусство существовало только в форме народного и церковного пения. Со времен утверждения христианства подготовка певцов велась в монастырях, а затем и в приходских церковных школах. Имеются исторические данные, подтверждающие наличие отечественной певческой культуры еще в 10-11 веках. Так, например, известно, что при киевском князе Владимире Святославовиче (978-1015) существовали профессиональные певчие.

Попытки организации музыкального театра в России относятся к середине 17 века, потом при Петре Великом была приглашена труппа из семи актеров во главе с Кунстом, которые давали музыкальные представления. В 1735 году в Россию была приглашена на постоянную работу итальянская оперная труппа, которая пустила на русской земле прочные корни.

Русский оперный певец складывался как явление самобытное. Очевидна несостоятельность некоторых историков, пытающихся рассматривать пение русских певцов только как результат влияния итальянской вокальной культуры. На самом же деле своеобразие исполнительского стиля русских певцов, свойственная русскому человеку глубина чувств, наконец, и фонетические особенности русского языка, дали возможность национальной русской вокальной школе пойти по своему пути. Конечно, влияние итальянской школы пения на русских певцов несомненно было и ощущалось в течение долгого времени. Одним из первых русских учителей пения был И. А. Рупин, крепостной костромской губернии, учившийся пению в Италии. В Придворной певческой капелле преподавал композитор

Д. Бортнянский.

К этому периоду (18 век) относится артистическая деятельность русских певцов и певиц, заложивших основы русской школы пения: А.Михайлова, Е.Уранова-Сандунова, Н.Семенова, А.Крутицкий, Н.Воробьев, П.Злов, В.Самойлов, Н.Лавров и другие. Нельзя не отметить огромную роль русского "городского" романса в истории отечественного вокального искусства, а также деятельности композиторов, певцов и педагогов А.Варламова и П.Булахова.

С именем М.Глинки связано становление русской оперы как самостоятельного музыкального жанра, не менее значительной была и роль Глинки - исполнителя и вокального педагога, создателя своеобразной школы "концентрического развития голоса".

Ученики Глинки: О. А. Петров, А. Я. Воробьева-Петрова, Д. М. Леонова, А. П. Лодий, С. С. Гулак-Артемовский.

В дальнейшем на развитие русской вокальной школы и ее исполнительские принципы оказали влияние творчество, а также критическая и педагогическая деятельность А. С. Даргомыжского, А. М. Серова, М. А. Балакирева, П. А. Кюи, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского. Характерные черты русской вокальной школы - это мастерство драматической игры, простота и задушевность исполнения при совершенной вокальной технике, умение сочетать вокальное мастерство с эмоционально окрашенным живым словом.

Выдающиеся певцы России: Ф. И. Шаляпин, И. В. Ершов, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, Г. С. Пирогов, К. Г. Держинская, В. В. Барсова, Н. А. Обухова, Е. К. Катульская, С. П. Преображенская, Е. А. Степанова, С. Я. Лемешев, И. С. Козловский, Г. М. Нелепп, А. С. Пирогов, М. П. Максакова. Читателям, которых интересует подробное изложение разных вокальных школ, могу порекомендовать работу И. К. Назаренко "Искусство пения".

Замечательный певец и педагог 19 в. С. П. Юдин сказал: «Ученик должен ясно понимать, что без его личных настойчиво и постоянно проявляемых усилий, он никогда не сможет осуществить свое желание - стать певцом. Задача эта не так легка, как многие об этом думают. Иметь все данные, чтобы стать певцом, - это еще не все! Необходимо, во-первых, любить искусство пения, любить по-настоящему, с энтузиазмом и, во-вторых, уметь работать упорно, постоянно, считая, что работа не тягость, а наслаждение, без которого и жить не интересно.

Вопросы для самоконтроля:

Литература:


). Встречаются так же произведения, в которых человеческий голос использован в качестве оркестровой краски («Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского), в ней участвует голос в сопровождении с мелодией.

Жанры вокальной музыки:

  • Оперный,
  • Ораториальный,
  • Камерный,
  • Оперетта,
  • Джаз.

Кантата - произведение торжественного или лироэпического склада. Ей присущ небольшой размер и однородность содержания (выражается одна тема). Опера (c латинского - труд, изделие) вид синтетического искусства. Художественное произведение, содержание которого воплощают в сценических и музыкально-поэтических образах.

Опера соединяет в едином театральном действии: вокальную (соло) ансамбль (хор), инструментальную музыку (симфонический оркестр), драматургию, изобразительное искусство (декорации, костюм) хореографию (балет). В опере воплощаются все формы вокальной музыки: (ария, ариозо, песня, монолог, речитатив, дуэт, трио, квартет, большие финалы с хором).

Опера свое время подразделяется на жанры

  • Историко-героическая;
  • Историко-романтическая;
  • Героико-поэтическая;
  • Народно-сказочная;
  • Лирическая;
  • Драматическая;
  • Комедийная;
  • Сатирическая.

Оратория (c лат. говорю, молю.) - крупное музыкальное произведение для певцов (солистов) хора и симфонического оркестра. Писались обычно на драматический и библейский сюжеты. Камерный жанр- (лат. Камера, комната.) Очень обширный пласт вокальной музыки, возникший в эпоху возрождения и барокко. В это время пишутся: мадригалы, кантаты, мессы. Пение требует виртуозности и шикарности. Пишутся произведения для солистов, небольшого хора и малого состава оркестра. Барочный стиль (причудливый)- свойственна пышность, эффекты, стремление к совмещению реальности с иллюзией. В пении рядом с кантиленой изощренные каденции. Мадригал -(лат.песня на родном языке). (куплеты, припевы) - коротенькое стихотворение, хвалебное, льстивое, любовное, нежное, тонкое и острое. В 16 в становится вокальной поэмой (обычно 4 - 5 человек) В 17 в лирические стихотворения обращенные женщине. Кантата -произведение торжественного или лирико-эпического характера Отличается от оратории меньшим составом оркестра, менее развитым сюжетом. Содержание светское и духовно- церковное. Романсы - занимают очень большое место в камерном вокальном жанре. Романс-исп. (романсо, петь по-романски.) Стал интенсивно развиваться в 18 −19в появляются элегии, баллады, драматические монологи. Чуть позже появляются песни любовного, шуточного, сатирического и трагедийного содержания. Лучшими образцами классического романса являются композиторы: Шуман, Шуберт, Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков, Даргомыжский. Оперетта (с итал. - Маленькая опера) Музыкально-сценическое произведение комедийного характера, сочетающее в своей драматургии: музыку, танец, разговорный, диалог. В спектакле задействованы солисты, хор, оркестр в небольшом количестве балет. Оперетта как самостоятельный жанр сложилась во Франции в середине 19 в. Создателями были драматург Ф. Эрвэ, и композитор Ж. Оффенбах. Известность оперетте принесли композиторы: Штраус, Легар, Кальман, Дунаевский, Лангербелли.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вокальная музыка" в других словарях:

    Музыка, в которой главная часть состоит в пении, и игра на инструментах составляет лишь дополнение к ней. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА пение с аккомпанементом на к. н.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Произведения для одного, нескольких или многих голосов (с инструментальным сопровождением или без него), за немногими исключениями связанные со словом, поэтическим текстом … Большой Энциклопедический словарь

    Вы включаете радио и слышите эстрадную песню. Повернули ручку настройки; теперь звучит какое то хоровое произведение, а на соседней волне, кажется, транслируют оперу... Все это вокальная музыка (от латинского vocalis звучащий, поющий), то есть… … Музыкальный словарь

    Произведения для одного, нескольких или многих голосов (с инструментальным сопровождением или без него), за немногими исключениями связанные со словом, поэтическим текстом. * * * ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА, произведения для одного,… … Энциклопедический словарь

    Музыка, предназначенная для пения. К В. м. относят произведения для одного, нескольких или многих голосов без сопровождения (сольные песни, ансамбли, хоры а капелла) и любые сочинения для пения с инструментальным сопровождением. Во всех… … Большая советская энциклопедия

    Музыка, предназначенная для пения. К В. м. относятся как произведения для одного, нескольких или мн. голосов без сопровождения (сольные песни, ансамбли, хоры a cappella), так и любые муз. сочинения для пения с инстр. сопровождением разл.… … Музыкальная энциклопедия

    Вокальная музыка - (от итал. voce голос) музыка, предназначенная для пения (соло, ансамблем или хором) с аккомпанементом или без сопровождения. Самая обширная и популярная область муз. иск ва, включающая в себя нар. песенное творчество, культовую музыку и разветвл … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА - – собственно говоря музыка, исполняемая одними человеческими голосами (voces), без инструментального сопровождения; тем не менее этим же именем обозначается в наше время и музыка для пения с сопровождением инструментов. Человеч. голос… … Музыкальный словарь Римана

    Древнейший из всех родов музыки. Всякая музыка, исполняемая человеческими голосами, без инструментального сопровождения или с сопровождением, играющим второстепенную роль, называется вокальною. К вокальной музыке относятся: вокализы, сольфеджио,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА. ЖАНРЫ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ.

Вокальная музыка- это синтез (взаимосвязь) музыки и литературы. Вокальная музыка исполняется голосом. Это самый древний вид искусства.

Жанры вокальной музыки: (основные)

ü Песня

ü Романс

ü Кантата

ü Оратория

ü Опера.

ПЕСНЯ-это исток, вершина музыки. Песня – неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации. Песня без слов называется – вокализ. Вокализ – от латинского (vocalis) – звучащий, поющий.

РОМАНС-это музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением (фортепиано или гитары, арфы), в котором огромное значение имеет как текст, так и сопровождение . Сопровождение помогает полнее раскрыть содержание. В романсе раскрываются очень тонкие и глубоко личные переживания. Романс – от испанского слова (romance) - романский. В средневековой Испании слово означало светскую песню на романском языке, то есть испанском, в отличие от церковных, которые пелись на латинском языке.

КАНТАТА – от итальянского слова (cantare) – петь. Кантата – достаточно большое, чаще всего многочастное произведение, предназначенное для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра. Кантата родилась в конце XVI века в Италии. В ней передаются очень значительные для всех людей мысли и чувства.

ОРАТОРИЯ – от латинского слова (oratoria) – красноречие. Оратория – большое многочастное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и симфонического оркестра. Жанр оратории зародился в конце XVI века в Риме. Оратория – музыкальное представление, в котором разворачивалась история на религиозную тему.

В XVIII столетии появилась оратория нерелигиозного, а светского содержания.

ОПЕРА – от итальянского слова (opera) – сочинение, труд. Опера – драматическое музыкальное произведение, где все герои поют. Опера имеет сольные номера: ария, ариетта, ариозо.

Ария – (от итал. сл.- песня, дыхание, управлять дыханием.) - сольный музыкальный номер.

Ариетта – маленькая ария.

Ариозо – как и ариясольный музыкальный номер в опере.

Большое значение в опере играет оперный ансамбль (значит вместе), оперный речитатив

(герои разговаривают по оперному – нараспев), хор.

Либреттист – тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или в прозе. Либретто – от итальянского слова (libretto) – книжечка. Либретто – пьеса, предназначенная для постановки на сцене. Либретто – это полный текст музыкально-сценического сочинения, первоисточником которого служит литературное или драматическое произведение, историческое событие, народная легенда.

СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА. ЖАНРЫ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ.

Симфоническая музыка – существует почти три столетия. Музыкальные произведения, в которых композиторы в той или иной форме разъясняют слушателям их содержание.

Жанры симфонической музыки:

ü Симфония

ü Сюита

ü Увертюра

ü Симфонические фантазии

ü Симфонические поэмы

ü Симфонические картины

ü Концерт.

СИМФОНИЯ – от греческого слова (symphonia) – созвучие, красивое сочетание звуков, тембров, голосов. – классическая.

Первая часть - быстрая, активная, иногда с медленным вступлением. Она пишется в сонатной форме.

Вторая часть – медленная – обычно задумчивая, элегическая (посвящена мирным картинам природы).

Третья часть – менуэт, а позднее, у Бетховена – скерцо.

Четвертая часть – финал, итог всего цикла.

Встречаются симфонии и с меньшим и с большим количеством частей. Симфония как самостоятельный музыкальный жанр возникла в конце XVIII – начале XIX века. Иногда в симфонии используется хор, певцы-солисты. Существуют симфонии и для струнного оркестра, духового оркестра и для оркестра народных инструментов.

СЮИТА – от французского слова (suite) – последовательность. Сюита - музыкальное произведение (оркестровое, инструментальное, или вокально-хоровое) которое состоит из нескольких контрастных по характеру и содержанию частей.

Вначале в сюиту вошли четыре разнохарактерных танца. Иногда появлялись в сюите и нетанцевальные части-прелюдии, ария, каприччио, рондо. Позднее появились сюиты из музыки к театральным спектаклям, кинофильмам.

УВЕРТЮРА – от французского слова (ouverture) – открытие, начало. Увертюра – в опере исполняется при закрытом занавесе и в общих чертах рассказывает слушателям, какого рода спектакль развернется перед нами: с легкими переживаниями или серьезными, бурными или достаточно спокойными. Увертюра встречается не только в опере. С увертюры начинается оперетта, нередко драматический спектакль, кинофильм.

СИМФОНИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ - разновидность симфонической музыки. Симфоническая фантазия отличается большей свободой построения, часто – присутствием в программе фантастических элементов.

СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА – программное музыкальное произведение, которое своим содержанием тесно связано с поэзией.

СИМФОНИЧЕСКАЯ КАРТИНА – жанр, распространенный в русской музыке. Его программность не связана с сюжетом, а рисует пейзаж, портрет, жанровую или батальную сцену.


КОНЦЕРТ – от латинского слова (concertare) состязаться. Концерт – это музыкальное произведение для симфонического оркестра и солирующего инструмента. Инструментальные концерты обычно состоят из трех частей.

Первая часть – быстрая, с бурными событиями.

Вторая часть – медленная, с глубокими переживаниями.

Третья часть – снова быстрая, праздничная.

Встречаются также концерты из большего количества частей, бывают они и одночастными. Встречаются концерты и для голоса с оркестром.

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА.

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА – от латинского слова (camera) – комната. Камерная музыка – музыкальные произведения, предназначенные для небольшого количества слушателей и исполнителей. К камерной музыке относятся:

ü сольные инструментальные пьесы,

ü дуэты,

ü трио,

ü квартеты,

ü песни,

ü романсы.

Сольные инструментальные пьесы – музыкальные произведения для одного инструмента

Дуэт – музыкальное произведение для двух исполнителей. Могут быть как вокальные, так и инструментальные. К камерной музыке относятся инструментальные дуэты.

Трио – музыкальные произведения для трех исполнителей. Наиболее часто композиторы пишут трио для скрипки, виолончели и фортепиано. Встречаются трио и для другого состава инструментов: кларнета, фагота и фортепиано.

Квартет – музыкальное произведение, в исполнении которого участвуют четыре музыканта. Наиболее распространены струнные квартеты (две скрипки, альт и виолончель). Квартеты для другого состава инструментов встречаются гораздо реже

(скрипка, альт, виолончель, фортепиано).

Квартет №2 А. Бородина – произведение программное, то есть в его основе лежит программа:

1-я часть – нет названия, но есть обозначение темпа.

2-я часть – скерцо (шутка).

3-я часть – ноктюрн (произведение, музыка которого создает образы ночи).

4-я часть – финал.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ

ü ПОЛИФОНИЯ

ü ГОМОФОНИЯ

ü РОНДО

ü БАЛЛАДА

ü СЕРЕНАДА

ü СИМФОНИЯ

ü СКЕРЦО

ü СОНАТА

ü СЮИТА

ü НОКТЮРН

ü РАПСОДИЯ

ü РЕКВИЕМ

ü КАПРЧЧИО

ü ПРЕЛЮДИЯ

ü ЭЛЕГИЯ

ü ЭТЮД

ü ФУГА

ü ХОРАЛ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ПОНЯТИЙ:

ГОМОФОНИЯ – вид многоголосия, в котором один голос главный (мелодия), а все остальные голоса зависимы от него (аккомпанемент). Гомофония (от греческого слова homos – ровный, phone – голос).

РОНДО – Музыкальная форма, где главная тема чередуется с эпизодами. Эпизоды контрастны друг другу (различны по содержанию). Главная тема повторяется не менее трех раз. Рондо – (от французского слова roundeau – круг). В форме рондо написано много инструментальных пьес.

БАЛЛАДА – это повествование. Но повествование не простое. Непременно должны в нем присутствовать элементы фантастики. За внешне спокойной формой всегда скрыт большой внутренний драматизм. В современной музыке баллада трактуется как повествовательно-драматический и героический жанр. Баллада – (от итальянского слова ballare – плясать).

СЕРЕНАДА – музыкальное произведение, исполняемое в вечернее или ночное время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания или любви (песня в честь возлюбленной) Серенада – (от итальянского выражения al sereno, что означает на открытом воздухе).

СИМФОНИЯ – от греческого слова (symphonia) – созвучие, красивое сочетание звуков , тембров, голосов. Симфония – музыкальное произведение для симфонического оркестра. Симфония, которая имеет четыре части классическая.

Первая часть - быстрая, активная, иногда с медленным вступлением. Она пишется в сонатной форме.

Вторая часть медленная – обычно задумчивая, элегическая (посвящена мирным картинам природы).

Третья часть – менуэт, а позднее, у Бетховена – скерцо.

Четвертая часть финал, итог всего цикла.

Встречаются симфонии и с меньшим и с большим количеством частей. Симфония как самостоятельный музыкальный жанр возникла в конце XVIII – начале XIX века. Иногда в симфонии используется хор, певцы-солисты. Существуют симфонии и для струнного оркестра, духового оркестра и для оркестра народных инструментов.

СКЕРЦО – музыкальные произведения, которые обладают стремительным темпом, задорной мелодией. С конца XVIII в. Скерцо – составной элемент симфонии или сонаты. Произведения, написанные в этом жанре, довольно велики по объему. Одни из них веселы и жизнерадостны, а другие наполнены драматизмом. Скерцо – (от итальянского слова scherzo - шутка)

СОНАТА – это музыкальное произведение, в несколько частей, похожее на симфонию Различие в том, что симфония для симфонического оркестра, а соната – произведение для одного или двух инструментов. Соната – (в переводе с итальянского – звучание).

СЮИТА – музыкальное произведение (оркестровое, инструментальное или вокально-хоровое), которое состоит из нескольких контрастных по характеру и содержанию частей. Сюита (от французского слова suitе – последовательность).

НОКТЮРН – появился в XVIII в. так называли пьесы, предназначенные для исполнения на открытом воздухе в ночное время. В XIXв. Сложился совершенно другой ноктюрн: мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образами

ночи, ночной тишины. Ноктюрн раскрывает картину спокойной ночной природы.

Ноктюрн – (от французского слова nocturne – ночной).

РАПСОДИЯ – музыкальное произведение свободной формы, как бы воссоздающее исполнение рапсода. Для этого жанра характерны использование народно-песенных тем, эпический характер. Одним из первых превратил рапсодию в самостоятельный жанр венгерский пианист и композитор Ференц Лист. Название жанра происходит от слова «рапсод». Так называли народных певцов в Древней Греции.

КАПРИЧЧИО – это название происходит от слова «каприс», что значит каприз, прихоть. Этот жанр встречался еще в музыке XVII- XVIIIвв. Тогда это была инструментальная пьеса, в которой оказывались неожиданные музыкальные сюрпризы. Мировую известность завоевали «Испанское каприччио» Римского-Корсакова и «Итальянское каприччио» Чайковского. Оба произведения построены на темах подлинных испанских и итальянских мелодий.

РЕКВИЕМ – большое вокальное или вокально-инструментальное произведение, написанное в память умерших, погибших. Первоначально – поминальная католическая месса. Затем – произведение вроде кантат или ораторий, посвященных памяти героев. Реквием – (от латинского слова reguiem – покой)

ПРЕЛЮДИЯ – это небольшое по объему произведение с единым настроением. Оно раскрывает единый эмоциональный и выразительный образ – от светлой созерцательной лирики до высокого трагического пафоса.

ЭЛЕГИЯ – по-гречески означает «жалобная песня». Инструментальная элегия – небольшое произведение, написанное непременно в сдержанном темпе, с задумчивой и печальной, а иногда и скорбной мелодией.

ЭТЮД - музыкальное произведение, которое развивает технику музыканта. Каждый из этюдов рассчитан на освоение какого-то технического приема игры. Этюды существуют для всех музыкальных инструментов. Этюд – (от французского слова etude – изучение).

ФУГА – многоголосное полифоническое произведение, сочиненное по особым, строгим законам. В основе лежит одна музыкальная тема – яркая, хорошо запоминающаяся. Тема звучит последовательно в разных голосах. Фуга – (от латинского слова fuga – бег)

ХОРАЛ – хоровое церковное песнопение. В католической церкви хоралы были многоголосными, как правило, четырехголосными. Мелодии хорала отличаются возвышенным характером. Хорал – (от греческого слова choros – хор)

ТАНЦЫ. НАЗВАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ТАНЦЕВ.

ü БОЛЕРО

ü ВАЛЬС

ü ГАВОТ

ü ГАЛОП

ü ГОПАК

ü КАДРИЛЬ

ü КОЛО

ü КРАКОВЯК

ü ЛЕЗГИНКА

ü МАЗУРКА

ü МЕНУЭТ

ü МОЛДАВЕНЯСКА

ü ПОЛОНЕЗ

ü ПОЛЬКА

ü ТАРАНТЕЛЛА

ü ТРЕПАК

ü ХОТА

ü ХОРОВОД

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАНЦЕВ:

БОЛЕРО – испанский танец (от испанского voler – летать). Танец умеренный, с ритмом, напоминающим ритм полонеза. Сопровождается он гитарой и кастаньетами, но часто и пением.

ВАЛЬС – В начале XIX в танец исполняли в Австрии, Чехии, Германии. Танец, который исполняли крестьяне, на праздничных вечеринках весело кружась парами (отсюда происхождение названия танца - немецкое walzen – прокатывать). Постепенно движение танца становилось все более плавным, кругообразным, из него уходили типичные для народного танца подпрыгивания и притопывания. Рождался ВАЛЬС. На рубеже XVIII и XIX веков вальс быстро распространился по многим странам.

ГАВОТ – в XVII – XVIII веках галантный придворный танец. Название танца произошло от старинного прозвища жителей некоторых южных провинций Франции (гавоты)

ГАЛОП – веселый танец вприпрыжку. Появился на парижских балах в XIX веке.

ГОПАК - украинский двудольный танец импровизационного характера, в котором партнер повторяет движение своей подруги.

КАДРИЛЬ – от французского слова, которое переводится – четыре . Это потому, что танцующие располагались квадратом. Подвижный танец. На балах стал модным с начала XIX века. Получил распространение у разных народов. Хорошо известна, например, русская кадриль.

КОЛО – молдавский танец-хоровод. Коло танцуют и в Болгарии, Румынии, Югославии и Польше.

КРАКОВЯК – польский танец (возник в Краковском воеводстве) – отличается четким двудольным размером. Вначале его танцевали только мужчины: парами, в которых один изображал рыцаря, а другой – его оруженосца. Затем краковяк стали танцевать в паре с дамой: она плавно, изящно, он – с резкими притопами.

ЛЕЗГИНКА – грузинский танец. Быстрая и темпераментная музыка танца, требующая силы и ловкости от юноши, плавности и изящества от девушки. Как бы является их своеобразным соревнованием. Лезгинка – с четким ритмом, двудольным размером и энергичными движениями.

МАЗУРКА – излюбленный польский танец (точнее мазур, от названия одной из области Польши – Мазовии). Народная мазурка – с веселой, задорной, резко акцентированной мелодией в трехдольном размере – это парный танец, в котором нет заранее придуманных фигур. В XIX веке мазурка стала одним из самых популярных бальных танцев.


МЕНУЭТ – старинный французский танец. До появления вальса являлся королем бальных танцев. Отточенная, искусная техника галантных затейливых приветствий: кавалеры кланяются, дамы приседают в реверансе. Все чинно движутся неторопливым мелким шагом, выписывая красивую фигурку S. За мелкий шаг он и прозван МЕНУЭТ.

МОЛДАВЕНЯСКА – задорный молдавский танец.

ПОЛОНЕЗ – самый древний танец. В старину он назывался «великим» или «пешим» танцем. Нынешнее его название – французское, в переводе означает «польский». Как придворный танец-шествие был известен еще в XVI веке. Сначала его танцевали только мужчины. Полонезом открывались придворные балы. Кроме придворного существовал и крестьянский полонез – более спокойный и плавный.

ПОЛЬКА – чешский танец. Название его происходит от слова pulka – половина, т. к. танцевали его мелкими шажками. Это живой непринужденный танец в двудольном размере, который танцуют парами по кругу. Полька – один из любимых чешских народных танцев.

ТАРАНТЕЛЛА – итальянский национальный танец (в честь итальянского южного города Таранто). Стремительный, веселый танец, исполняемый под гитару и кастаньеты, ярко выражает характер темпераментных южан. Жизнерадостный ритм тарантеллы привлек к себе многих композиторов разных стран.

ТРЕПАК – русский народный танец. Жизнерадостный по характеру, быстрый темп, двухдольный размер. В танце преобладает широкий размах, удаль, лихой задор. Мужчины, танцующие эту пляску, как бы состязаются друг с другом в быстроте и ловкости.

ХОТА – очень колоритный танец Испании. Хота – отличается быстрым темпом, трехдольным размером, острым ритмом, который подчеркивается щелканьем кастаньет. Это парный танец, исполняемый под гитару или мандолину.

ХОРОВОД – это русский плавный танец, часто исполняемый под пение.

ЧАРДАШ – венгерский танец (название его произошло от слова csarda – трактир, корчма). Чардаш возник не в крестьянской или придворной среде, а в городе, в начале XIX века Танец этот двудольный и состоит из двух частей – довольно медленной и стремительной.

НОВЫЕ И НОВЕЙШИЕ ТАНЦЫ.

ü БЛЮЗ

ü БРЕЙК-ДАНС

ü БУГИ-ВУГИ

ü ВАЛЬС-БОСТОН

ü ПАСОДОБЛЬ

ü РОК-Н-РОЛЛ

ü РУМБА

ü САМБА

ü ТАНГО

ü ТВИСТ

ü ФОКСТРОТ

ü ЧАРЛЬСТОН

ü ШЕЙК

БЛЮЗ - название танца пошло от песен американских негров, медленных и меланхоличных. Таков и этот танец.

БРЕЙК-ДАНС – модный танец 80-х годов с дергающимися движениями, что отражено в его английском названии (брейк – ломаться).

БУГИ-ВУГИ – джазовый танец, вольный спортивный. Поначалу казался слишком дерзким для бального танца. Впрочем, когда-то и вальс казался таким.

ВАЛЬС-БОСТОН – медленный вальс. Появился на балах в начале нашего века. В названии упомянут американский город Бостон. Но мода на этот танец утвердилась в Англии. Вот почему его еще называют английским вальсом.

ПАСОДОБЛЬ – танец пришел из Латинской Америки. Его движения подражают поведению гордого тореадора.

РОК-Н-РОЛЛ – в переводе с английского качаться и катиться. Танец, в котором танцующие показывают себя иногда настоящими акробатами. Популярный с 50-х годов.

РУМБА – острый по ритму танец кубинского происхождения. Попал в танцевальные залы в 30-е годы.

САМБА – энергичный танец родом из Бразилии.

ТАНГО – один из самых популярных танцев XX века. История его уходит в глубь веков в Испанию. Но в нашем веке он распространился по свету из Аргентины.

ТВИСТ – это слово в переводе с английского означает скручивание. Танец 60-х годов. Танцующие старательно работают ногами, будто затирают пятно на полу.

ФОКСТРОТ – один из первых джазовых танцев. Название означает лисий шаг.

ЧАРЛЬСТОН – танец 20-х годов. Назван по имени американского города.

ШЕЙК – модный танец 60-х годов.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ:

ü МЕЛОДИЯ

ü ДИНАМИКА

ü РИТМ

ü РЕГИСТР

ü ТЕМП

ü ТЕМБР

ü ЛАД

МЕЛОДИЯ – основа музыкального искусства. Мелодия – «Душа музыкального произведения». Греческое слово « melо dia» означает пение песни. Мелодия (напев) состоит из последовательности звуков в одном голосе, разных по высоте и длительности. Мелодия выражает определенную музыкальную мысль. Уже сама по себе законченная мелодия может быть художественным произведением, как, например, народная песня.

ДИНАМИКА – от греческого слова dinamicos – силовой, то есть сила звука. Музыкальные термины, которые определяют степень громкости исполнения музыки, называются динамическими оттенками.

ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ:

pp – pianissimo (пианиссимо) – очень тихо; p – piano (пиано) – тихо;

mp – mezzo piano (меццо пиано) – умеренно тихо, немножечко громче, чем пиано;

mf – mezzo forte (меццо форте) – умеренно громко, громче, чем меццо пиано;

f – forte (форте) – громко;

ff – fortissimo (фортиссимо) – очень громко.

Diminuendo (диминуендо) – или значок показывает на постепенное ослабление звука.

Cresc. (крещендо) – или значок показывает на постепенное усиление звука.

РИТМ – от греческого слова rythmos – означает мерное течение. РИТМ – это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов. Ритм – яркое выразительное средство. Благодаря ритму мы можем, например, отличить марш от вальса, мазурку от польки. Для каждого их этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течении всего произведения.

РЕГИСТР – разные отрезки диапазона, отличающие друг от друга качеством звучания. Обычно различают три регистра – нижний, средний, верхний. Наиболее употребляемый у большинства инструментов и певческих голосов средний регистр.

ТЕМП – скорость движения музыки. Происходит этот термин не от слова скорость, а от слова время (латинское tempus). В музыке от скорости движения зависят и характер, настроение пьесы.

Основные музыкальные темпы:

ларго (largo) – очень медленно и широко;

адажио (adagio) – медленно, спокойно;

анданте (andante) – в темпе спокойного шага;

аллегро (allegro) – быстро;

престо (presto) – очень быстро.

Кроме этих, основных темпов, часто встречаются такие как:

модерато (moderato) – умеренно, сдержанно;

аллегретто (allegretto) – довольно оживленно;

виваче (vivace) – живо.

ТЕМБР – это специфическая окраска звука музыкального инструмента и голоса человека. Тембр - от французского слова timbre, что означает колокольчик. Роль тембра в музыке очень велика. Композиторы учитывают ее при инструментовке своих сочинений.

ЛАД – Объединение звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу. Основной звук лада – самый устойчивый, к которому тяготеют все остальные, - называется тоникой. Наиболее распространенными являются лады: Мажор и Минор.

Мажор – светлый, яркий, радостный, веселый лад.

Минор – грустный, печальный, темный лад.

СЛОВАРЬ

Эмоционально-образного содержания музыки.

ВЕСЕЛАЯ: НЕЖНАЯ: ГРУСТНАЯ:

РАДОСТНАЯ ЛАСКОВАЯ ПЕЧАЛЬНАЯ

ИГРИВАЯ ЗАДУМЧИВАЯ ЖАЛОБНАЯ

ЗАДОРНАЯ МЕЧТАТЕЛЬНАЯ ТОСКЛИВАЯ

ЗВОНКАЯ ЛЕГКАЯ СКОРБНАЯ

ОЗОРНАЯ СВЕТЛАЯ ХМУРАЯ

ШУТЛИВАЯ ПРОЗРАЧНАЯ ОБИЖЕННАЯ

БОЙКАЯ ПЛАЧУЩАЯ

СМЕШНАЯ ПРОСЯЩАЯ

ЗАБАВНАЯ

РЕЗВАЯ СТРАШНАЯ: СЕРЬЁЗНАЯ:

ПРЫГУЧАЯ

СКАЧУЩАЯ ЗЛАЯ СДЕРЖАНАЯ

СОЛНЕЧНАЯ ГРУБАЯ

СВЕРКАЮЩАЯ ТЯЖЕЛАЯ

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ СЕРДИТАЯ

ПЛЯСОВАЯ НЕДОВОЛЬНАЯ

УЛЫБАЮЩАЯ ТЁМНАЯ

СПОКОЙНАЯ: ТОРЖЕСТВЕННАЯ: ТАИНСТВЕННАЯ:

ДОБРАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ СКАЗОЧНАЯ

ПРИВЕТЛИВАЯ БОДРАЯ ВОЛШЕБНАЯ

НЕТОРОПЛИВАЯ ВАЖНАЯ КОЛЮЧАЯ

УБАЮКИВАЮЩАЯ МАРШЕВАЯ ПУГЛИВАЯ

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ЧЁТКАЯ ОПАСЛИВАЯ

МЯГКАЯ ОТЧЁТЛИВАЯ ОСТОРОЖНАЯ

ПЛАВНАЯ ГОРДАЯ НАСТОРОЖЕННАЯ

ГЛАДКАЯ МОГУЧАЯ ЗАГАДОЧНАЯ

НАПЕВНАЯ ПОБЕДНАЯ ОТРЫВИСТАЯ

ПРОТЯЖНАЯ ОСТРАЯ

ХОРОВОДНАЯ ПОДКРАДЫВАЮЩАЯ

МУЖЕСТВЕННАЯ: ВЗВОЛНОВАННАЯ:

БЕСТРАШНАЯ ВСТРЕВОЖЕННАЯ

БОЕВАЯ СТРЕМИТЕЛЬНАЯ

СМЕЛАЯ ВЬЮЖНАЯ

ОТВАЖНАЯ МЕТЕЛЬНАЯ

РЕШИТЕЛЬНАЯ НЕНАСЫТНАЯ

СИЛЬНАЯ ТРЕВОЖНАЯ

БОГАТЫРСКАЯ БЕСПОКОЙНАЯ

ГРОЗНАЯ ТОРОПЛИВАЯ

ВОЕННАЯ

СОЛДАТСКАЯ

СУРОВАЯ

СТРОГАЯ

УВЕРЕННАЯ

ХРАБРАЯ

ТВЁРДАЯ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ

(из словаря)

ЗВОНКО

ИСКРЯСЬ

БОДРО

ИГРИВО

БОЙКО

ЛЕГКО

ПОЛЕТНО

ЗАДОРНО

ЯРКО

ЛУЧЕЗАРНО

НЕВЕСОМО

ЗНАЧИТЕЛЬНО

ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩЕ

ОКРЫЛЕННО

ПРИЗЫВНО

ЛИКУЮЩЕ

ВОСТОРЖЕННО

ВЛАСТНО

ВОИНСТВЕННО

СУРОВО

ТВЕРДО

ЧЕКАННО

ПОВЕЛИТЕЛЬНО

ВОЛЕВО

ЭНЕРГИЧН О

МУЖЕСТВЕННО

РЕШИТЕЛЬНО

СМЕЛО

ТВЕРДО

УПРУГО

ГОРДО

УВЕРЕННО

С ДОСТОИНСТВО

НАСТОЙЧИВО

ОТВАЖНО

НАПОРИСТО

НЕПОКОРНО

БЕСПОЩАДНО

ЗЛОБНО

ДЕРЗКО

БЕСЦЕРЕМОННО

ВЫЗЫВАЮЩЕ

НАХАЛЬНО

НЕСКРОМНО

НАЗОЙЛИВО

НАВЯЗЧИВО

НАДОЕДЛИВО

СТРАСТНО

ПОРЫВИСТО

ГОРЯЧО

БУРНО

СТРЕМИТЕЛЬНО

НЕТЕРПЕЛИВО

БУЙНО

МЯТЕЖНО

МОГУЩЕСТВЕННО

ПО-ЦАРСКИ

СОСРЕДОТОЧЕННО

СДЕРЖАННО

СТЕПЕННО

РАЗМЕРЕННО

СЕРЬЕЗНО

СТРОГО

ПОЭТИЧНО

МЕЧТАТЕЛЬНО

СЕРДЕЧНО

ЗАДУШЕВНО

НАПЕВНО

ЧУТКО

ЗАВОРОЖЕННО

ГРОЗНО

ТРАГИЧНО

ЗЛОВЕЩЕ

ТРАУРНО

НЕЖНО

ЛАСКОВО

ЛЮБОВНО

РАДУШНО

МЯГКО

БЛАГОРОДНО

ПРИВЕТЛИВО

ДОВЕРЧИВО

СПОКОЙНО

МИРНО

БЕЗМЯТЕЖНО

ДОБРОДУШНО

ПРОСТО

СВЕТЛО

ПРОЗРАЧНО

БЕЗЗАБОТНО

НЕВОЗМУТИМО

ПОКОРНО

С БРАВАДОЙ

ВЫСОКОМЕРНО

НАПЫЩЕННО

ЗАНОСЧИВО

СОНЛИВО

ВЯЛО

ДРЕМОТНО

ОБЕССИЛЕННО

ЛЕНИВО

БЕЗВОЛЬНО

ТАИНСТВЕННО

ВКРАДЧИВО

ЗАГАДОЧНО

ЗАТАЕННО

КОЛДОВСКИ

ОБВОРОЖЕННО

ВЗВОЛНОВАННО

ОБЕСПОКОЕННО

ТРЕВОЖНО

С ОТЧАЯНИЕМ

ТЯЖЕЛО

ГРОЗНО

МОЩНО

НЕУКЛЮЖЕ

НАПРЯЖЕННО

ТЯГУЧЕ

НЕЛОВКО

БЕСПЕЧНО

БЕЗРАЗЛИЧНО

ОТВЛЕЧЕННО

РАВНОДУШНО

РАССЕЯННО

НАБОЖНО

МИЛОСЕРДНО

МОЛИТВЕННО

ПОКАЯННО

СМИРЕННО

СУМРАЧНО

ХМУРО

УГРЮМО

ТОСКЛИВО

РОБКО

ЗАСТЕНЧИВО

СМУЩЕННО

СТЫДЛИВО

ОСТОРОЖНО

БОЯЗЛИВО

РАСТЕРЯННО

РАЗДРАЖЕННО

РАССЕРЖЕННО

РЕЗГО

ГРУБО

ГНЕВНО

ЯРОСТНО

ЖЕСТОКО

СЕРДИТО

СВИРЕПО

АГРЕССИВНО

БЕЗЖАЛОСТНО

БЕСПОЩАДНО

ЗЛОБНО

РАСКАЯВШИСЬ

ЛИХОРАДОЧНО

ШУТЛИВО

НАСМЕШЛИВО

ШУТОВСКИ

НАДМЕННО

ЗАБАВНО

ЕХИДНО

ШАЛОВЛИВО

ИЗДЕВАТЕЛЬСКИ

ЛУКАВО

ЭЛЕГАНТНО

ТОНКО

ИЗЯЩНО

ГРАЦИОЗНО

ИСКУСНО

КАПРИЗНО

ХРУПКО

ИЗНЕЖЕННО

ИМЕНА ВЫДАЮЩИХСЯ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ:

ü М. ГЛИНКА

ü П. ЧАЙКОВСКИЙ

ü А. БОРОДИН

ü М. МУСОРГСКИЙ

5 класс

Тема урока: Жанры вокальной музыки.

Музыка, в которой ведущая роль принадлежит голосу, называется вокальной . Она может быть написана для одного, двух или множества исполнителей, причем как с сопровождением, так и без него. Жанры вокальной музыки, так же как и инструментальной, пройдя долгий путь развития, формировались под влиянием общественных функций искусства.

Жанры вокальной музыки:

  • Ансамбль

    Песня (фрагмент из м\ф «Чебурашка» - песня «Голубой вагон»)

Появилась еще в незапамятные времена. Она объединяет литературный текст с довольно простой запоминающейся мелодией. Этот самый древний и первичный жанр, в ходе своей эволюции, широко дифференцировался. Первые песни, созданные народом, передавали все многообразие сельской жизни (календарно-обрядовые, семейно-бытовые, хороводные и плясовые). С течением времени появляются более профессиональные авторские сочинения.

    Романс («А на последок я скажу» фрагмент из к\ф «Жестокий романс»)

Этот жанр камерной вокальной музыки сформировался во второй половине девятнадцатого века. Романсом называется музыкальное произведение, написанное для голоса с сопровождением (арфа, фортепиано, гитара). При этом задача аккомпанемента заключается в более полном раскрытии содержания сочинения, передающего глубоко лиричные и тонкие переживания автора. К этому жанру обращались такие известные композиторы, как П. Чайковский, М. Мусоргский, А. Алябьев, М. Глинка, С. Рахманинов и др.

    Баллада (Владимир Высоцкий «Баллада о любви»)

Так называется музыкальное произведение, написанное на легендарный или исторический сюжет. Оно несет в себе повествовательное, эпическое и в то же время лирическое начало. Первые музыкальные баллады появились в Шотландии и Англии. Они исполнялись солистом в сопровождении хора, повествуя о различных исторических, сатирических или драматических событиях. Основоположником этого жанра в вокальном искусстве считается Ф. Шуберт.

    Ария (Ария князя Игоря из оперы «Князь Игорь»)

    Вокализ (Вокализ из к\ф «Русалочка, Анна Руднеева)

Раньше вокализы сочинялись преподавателями пения для учебных целей, как этюды для голоса, и не имели художественного значения. Теперь это самостоятельные художественные произведения для голоса с сопровождением (например концерт для голоса с оркестром). Увлекаются сейчас вокализацией на несколько голосов.

    Ансамбль (It`s sand, Man - вокальный ансамбль Эва)

Ансамбль (от французского слова ensemble, что значит «вместе») - это прежде всего совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками. Но так называется и музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей. В зависимости

для двух исполнителей - дуэт ,

для трех - трио, или терцет ,

для четырех исполнителей - квартет ,

для пяти исполнителей - квинтет ,

для шести - секстет ,

для семи - септет ,

для восьми - октет , и т. д.

Поют еще и вместе по 20 - 30 человек и это уже называется хор.

    Хор (Jingle Bells в исполнении хора МВД)

Хор - это прежде всего певческий коллектив, исполняющий вокальную музыку. Но хор - это и музыкальное произведение, написанное для хорового исполнения.

Хоры бывают разные прежде всего по составу исполнителей: однородные - отдельно детский, женский или мужской, и смешанные, когда одновременно или в разных сочетаниях в хоре участвуют и детские, и женские, и мужские голоса.

Хоры поют а capella, то есть без сопровождения, и с инструментальным сопровождением.

    Канон (В. А. Моцарт. Канон "Аллилуйя". Исполняет молодежный вокально-хоровой ансамбль "Ирис")

Это такое исполнение одной мелодии хором, когда каждый голос (а их два, три, четыре, а то и больше) начинает петь одну и ту же мелодию, с нарочитым опозданием, один за другим.

Рефлексия.

    Что нового вы узнали на уроке?

    Что интересного вы узнали на уроке?

    А что было не интересного на уроке сегодня?

    Какие жанры вокальной музыки вы знали? А какие жанры узнали?

    Какой жанр вокальной музыки вам показался наиболее интересным? Почему?

Домашнее задание : Приготовить не большое сообщение о любом великом вокалисте 19-21 века (www.muz-urok.ru)



Copyright © 2024 Алименты. Развод. Дети. Усыновление. Брачный договор.