Анализ стихотворения порог тургенева. Анализ стихотворения Ивана Тургенева «Порог Из воспоминаний современников

Класс: 10

Тип урока: практический, исследовательский.

Цель: познакомить учащихся со стихотворениями в прозе.

  • познакомить учащихся с особенностями жанра;
  • рассмотреть место стихотворений в прозе в творчестве писателя;
  • обратить внимание на разнообразие тем, богатство и поэтичность языка;
  • воспитание эстетического вкуса.

Доска: портрет Тургенева, тема, эпиграфы.

На столах памятки:

  • схема анализа стихотворения;
  • тропы и фигуры речи;
  • сборники стихотворений в прозе Тургенева;
  • таблицы оценивания групп.

Словарь литературоведческих терминов (стихотворения в прозе, рефрен), критические статьи.

Стихотворения в прозе объединяет лаконичность,
иносказательность, а главное: бездна мысли. (И.Бунин)

ХОД УРОКА

Учитель. Тема нашего урока "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева - гимн вечной жизни". Сегодня мы познакомимся с этими удивительными произведениями. Это и есть цель нашего урока. Стихотворения в прозе, как отмечал И.А. Бунин, объединяет лаконичность, иносказательность, а главное: бездна мысли.

Дети выразительно читают стихотворения без комментариев с презентациями и музыкальным сопровождением (Порог - чтение по ролям + история создания; Памяти Юлии Вревской + история создания). Домашнее задание .

Юлия Петровна Вревская была дочерью генерала, шестнадцати лет ее выдали замуж за генерала Вревского, друга М.Ю. Лермонтова. Он погиб через два года после свадьбы на Кавказе.

Юлия Петровна добровольно стала сестрой милосердия во время русско-турецкой войны в Болгарии. Она умерла от тифа, ухаживая за ранеными солдатами в необычайно трудных условиях. По выражению Тургенева, стихотворение "Памяти Ю.П.Вревской" было цветком, который он возложил на ее могилу.

И.С.Тургенев "Памяти Ю.П.Вревской".

На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный гошпиталь, в разоренной болгарской деревушке - с лишком две недели умирала она от тифа.

Он была в беспамятстве - и ни один врач даже не взглянул на нее; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднимались с своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка.

Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы завидовали ей, мужчины за ней не волочились... два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.

Нежное кроткое сердце... и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи... она не ведала другого счастья... не ведала - и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась - и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.

Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, никто не знал никогда - а теперь, конечно, не узнает.

Да и к чему? Жертва принесена... дело сделано.

Но горестно думать, что никто не сказал спасиба даже ее трупу - хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасиба.

Пусть же не оскорбится ее милая тень поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Одним из лучших политических стихотворений в прозе по праву считается "Порог". Напечатан "Порог" впервые в сентябре 1883 года. Написан под впечатлением процесса Веры Засулич, честной и самоотверженной русской девушки, которая стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова. Она стоит на пороге новой жизни. Писатель создает благородный образ женщины-революционерки, готовой идти на любые страдания и лишения во имя счастья и свободы народа. И она переступает через этот символический порог:

ПОРОГ

Я вижу громадное здание.

В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью - угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка... Русская девушка.

Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный, глухой голос.

О ты, что желаешь переступить этот порог, - знаешь ли ты, что тебя ожидает?

Знаю, - отвечает девушка.

Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть?

Отчуждение полное, одиночество?

Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.

Не только от врагов - но и от родных, от друзей?

Да... и от них.

Хорошо. Ты готова на жертву?

На безымянную жертву? Ты погибнешь - и никто... никто не будет даже знать, чью память почтить!

Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.

Готова ли ты на преступление?

Девушка потупила голову...

Знаешь ли ты, - заговорил он наконец, - что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?

Знаю и это. И все-таки я хочу войти.

Девушка перешагнула порог - и тяжелая завеса упала за нею.

Дура! - проскрежетал кто-то сзади.

Святая! - принеслось откуда-то в ответ.

Май, 1878

Учитель. Ребята продемонстрировали домашнее задание. Вы тоже дома читали стихи, может быть, эти или другие.

Встретились ли вам стихи, прочитанные ранее? О чем вам хотелось бы узнать?

1) об особенностях жанра стихотворений в прозе,

2) какое место занимают они в творчестве писателя,

3) познакомиться с разнообразием тем,

4) чем стихотворения в прозе интересны для нас?

Учитель. Таким образом, мы сформулировали задачи, которые будем решать.

Какие стихи вы хотели бы проанализировать? Кто еще подготовил чтение наизусть? Возможно, вы подготовили презентации, которые будут сопровождать ваше чтение.

А теперь я предлагаю разделиться на группы. На столах у вас тексты стихотворений, схемы анализа , таблица изобразительных средств, а также таблица для выражения вашего отношения к ответам ребят из других групп.

Я бы хотела, чтобы в итоге работы вы ответили на вопрос: почему гимн вечной жизни Тургенев захотел исполнить именно стихотворениями в прозе?

- Мне нужны помощники для индивидуальной работы со словарем и с учебником 1) рассказать о жанровом своеобразии стихотворений в прозе;

2) об истории создания стихотворения в прозе.

Ребята рассаживаются и готовятся 7-10 минут.

Выступление учащихся с индивидуальными заданиями:

Перед тем, как вы будете выступать, я хочу зачитать вам слова В.Г. Короленко: "Каждое стихотворение в прозе, как камешек определенной расцветки, кладется художником на свое место, и если отойти на расстояние и издали взглянуть на целое, то собранные вместе камешки кажутся мозаикой, создающей цельную картину."

Жанровое своеобразие;

Стихотворение в прозе - это лирическое произведение в прозаической форме. Для стихотворения в прозе характерны все признаки лирического стихотворения, за исключением метра и рифмы: небольшой объем, часто - членение на мелкие абзацы, подобные строфам, повышенная эмоциональность стиля, круг образов, мотивов, идей, характерных для поэзии данного времени, обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания. Некоторые стихотворения в прозе повествовательны, имеют сюжет ("Воробей").

Стихотворения очень различны по характеру. Но их объединяют и общие черты:

  • Автобиографичность, рассказ от первого лица.
  • Исповедальность дневниковой записи.
  • Философские раздумья над важнейшими вопросами.
  • Доверительное общение с читателем.

Они различны по жанру: сказка ("Старуха"), сатира ("Довольный человек", "Житейское правило"), легенда ("Восточная легенда"), диалог ("Рабочий и белоручка") и другие.

История создания.

Тургенев жил в Париже, общался с видными французскими литераторами, и прежде всего с замечательным стилистом Гюставом Флобером, очень хорошо знал все книжные новинки и модные направления. И поэтому в своих исканиях обратил внимание на стихотворения в прозе Шарля Бодлера и других поэтов наступающей эпохи декаданса (т.е. упадка), как критически называли эту школу предшественников символизма. Именно там возник жанр небольшого стихотворения в прозе.

Первоначально Тургенев рассматривал стихотворения в прозе как "эскизы" для будущих произведений. При первом издании автор написал следующее предисловие: "Дорогой мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет - и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое: и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу."

Стихотворения в прозе написаны И. С. Тургеневым между 1877 и 1882 годами, в пору предсмертной болезни писателя. Отсюда и название, которое он для них придумал: "Senilia" - в переводе с латинского "старческое". Редактор журнала "Вестник Европы", где стихотворения были впервые напечатаны, заменил название другим, оставшимся навсегда, - "Стихотворения в прозе".

Сборник состоит из двух частей. Первая часть была напечатана еще при жизни автора, в 1882 году. Вторая ("Новые стихотворения в прозе") сохранилась в черновиках писателя и впервые была опубликована только в 1930 году.

Выступление групп.

1 группа. "Как хороши, как свежи были розы:" Чтение наизусть, презентация.

Учитель. Что остаётся в памяти человека, прожившего долгую и трудную жизнь? Только несколько воспоминаний, только одна чарующая фраза, только ощущение промелькнувшей жизни. Миг. Миг радости, любви, счастья: Как бы ни была тяжела жизнь человека. В ней есть прекрасные моменты, которые он никогда не забудет. Тургенев воспевает прекрасные моменты - мгновения радости, счастья, любви.

2 группа. Стихотворение "Собака". Чтение наизусть. Презентация.

Стилистический анализ стихотворения в прозе.

Учитель. Что воспевает Тургенев? Автор говорит о равенстве всех живых существ перед законами природы. Ей все равно, что человек, что собака. У всех жизнь одна - и это величайшая ценность. "Не дайте проскользнуть жизни между пальцев", т.е. цените все, что есть в жизни.

3 группа. Стихотворение "Довольный человек". Чтение наизусть, презентация.

Стилистический анализ стихотворения в прозе.

Учитель. Тургенев развенчивает клеветничество. Можно вспомнить слова Бодлера: "Всегда непростительно быть злым: и по глупости, и сознательно:". Это про таких гласит народная мудрость: "Образ человечий, а думка скотская".

Итак, подведем итог. В результате нашей работы мы теперь попробуем ответить на вопрос: почему гимн вечной жизни Тургенев захотел исполнить именно стихотворениями в прозе? Почему в конце жизни он обратился именно к такому необычному жанру?

Дань моде (Франция).

Именно в стихотворениях в прозе возможно передать столько лирических переживаний. Лаконизм и свобода в выборе художественных средств позволяют писателю запечатлеть то, что невозможно отобразить в масштабном эпическом произведении. (Тургеневу хотелось сказать о многом в доступной форме.)

Возможность использования в миниатюрах разнообразных жанров (элегия, некролог, сказка, сатира, сон, рассказ, монолог, диалог).

Именно в стихотворениях в прозе гармонично сочетаются звуки, мелодично сливаются они в слова и фразы - это "сплав поэзии и прозы". Тургенев любил и хорошо знал музыку - вот почему так красиво "звучат" его произведения.

Исследователь Гусев объясняет это явление в русской литературе 19 века развитием взаимодействия родов и видов. Художественный опыт обобщался "сплавом поэзии и прозы".

И последнее: В чем актуальность стихотворений в прозе? (проблема отцов и детей, связь поколений, старшие учат младших).

Тургенев заставляет нас задуматься над важнейшими вопросами бытия. Как мы живем? Какие непреходящие ценности управляют нашими поступками? А восхваляет он при этом самую обычную жизнь с её радостями и горестями, т.е. то, что нужно ценить.

Мы все знаем, что живем не так, как надо и как могли бы жить. И потому всегда надо помнить, что жизнь наша может и должна быть лучше. Помнить это надо не затем, чтобы осуждать жизнь других людей и свою, не исправляя её, а затем, чтобы с каждым днем становиться хоть немного лучше, исправляя себя.

Учитель. - Как вы оценили работу на уроке своих товарищей? Покажите таблицы.

1) Я предлагаю вам попробовать самим сочинить своё стихотворение в прозе о том, что вас волнует (по желанию).

2) Выучить наизусть стихотворение в прозе (по выбору), найти средства художественной выразительности.

"Нищий", "Житейское правило", "Щи", "Старик", "Мы еще повоюем", "Мне жаль".

Рефлексия. - Что нового вы узнали на уроке?

Таблица оценивания

  • отлично
  • хорошо
  • удовлетворительно
Стихотворение в прозе «Порог» Иван Тургенев написал в 1883 году. Его впечатлил поступок участницы революционного движения Веры Засулич, которая трижды стреляла в петербургского градоначальника Трепова и тяжело его ранила. Засулич, возмущенная приказом Трепова высечь розгами народника-революционера, переступила порог - пришла к градоначальнику на прием и выстрелила в него три раза в присутствии свидетелей. Впоследствии присяжные оправдали женщину, а процесс получил самую широкую общественную огласку.

Полагают, что произведение «Порог» навеяно реальной личностью - революционеркой Верой Засулич. Она совершила покушение на петербургского градоначальника Трепова и была судима. Тургенев присутствовал на одном из судебных заседаний.
Героиня стихотворения не имеет имени. Она просто «русская девушка», из числа тех убеждённых и бесстрашных, которые ради идеи готовы были переступить «порог». Это слово употребляется в символическом значении. Под «порогом» подразумеваются все те трудности, жизненные осложнения, непредсказуемые последствия - всё то, с чем может столкнуться в своей жизни революционер.

Стихотворение построено в форме диалога «глухого голоса», может быть, он принадлежит самой судьбе и девушки. «Глухой голос» спрашивает, а девушка отвечает. Её ответы лаконичны, в них слышится готовность к избранной миссии. Эта уверенность подчёркивается и чётким ритмом строк.
Вывод неоднозначный: «Дура!» и «Святая!». Так уж устроен мир - в нём всегда и во все времена было и есть два полюса.

Порог


Я вижу громадное здание.
В передней стене узкая дверь раскрыта настежь, за дверью -
угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка... Русская девушка.
Морозом дышит та непроглядная мгла, и вместе с леденящей струей
выносится из глубины здания медленный, глухой голос.
- О ты, что желаешь переступить этот порог,- знаешь ли ты, что
тебя ожидает?
- Знаю,- отвечает девушка.
- Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма,
болезнь и самая смерть?
- Знаю.
- Отчуждение полное, одиночество?
- Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.
- Не только от врагов - но и от родных, от друзей?
- Да... и от них.
- Хорошо... Ты готова на жертву?
- Да.
- На безымянную жертву? Ты погибнешь - и никто... никто не будет
даже знать, чью память почтить!
- Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.
- Готова ли ты на преступление?
Девушка потупила голову.
- И на преступление готова.
Голос не тотчас возобновил свои вопросы. Знаешь ли ты,- заговорил
он наконец, - что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь,
можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?
- Знаю и это. И все-таки я хочу войти.
- Войди!
Девушка перешагнула порог - и тяжелая завеса упала за нею.
- Дура!- проскрежетал кто-то сзади.
- Святая! - принеслось откуда-то в ответ.

Анализ стихотворения «Порог»

Тургенев удачно облек в поэтическую форму линии реальности, делающие ситуацию узнаваемой, вывел их в образе философии выбора революционного самоотречения, жертвенности. Тогда, да и многими годами позже, критики в анализе произведения в большинстве своем не шли дальше описания собирательного образа женщины-революционерки. Идеологическая подоплека в образовании и искусстве не нуждалась в поисках иного смысла. Но для современного читателя ветер революционных событий того времени приглушен вековой толщей. Сегодня важен скорее фундаментальный смысл стихотворения – проблема выбора , конфликт между внутренним идеалистом и мещанином, обывателем.

В самом стихотворении Тургенев определение поступка героини произведения отдает скорее на суд общества. «Дура» и «святая» - эти эпитеты приносятся извне. Но тому, кто хоть однажды стоял на пороге выбора между выгодой и самоотверженностью, приходится вести борьбу со своим внутренним «Я». Ветры революций здесь уже ни при чем. Бороться приходится за победу таких абстрактных понятий, как честь, совесть, благородство, самопожертвование. Абстрактными их делает современность, воспевая и вкладывая в сознание каждого социально активного члена общества иные идеалы, для достижения которых необходимы предприимчивость, рациональность, эгоизм.

Свой порог может быть в ситуации, сопряженной со сферами человеческих взаимоотношений: любовь, сотрудничество, дружба. Может быть он у политического деятеля, решающего, что ему дороже: судьба вверенного государства или личная выгода. У человека, который должен пожертвовать жизнью, чтобы спасти других. В любой незначительной ситуации, для которой характерен конфликт между «себе» и «ради чего-то».

Чаще побеждает внутренний обыватель. Потому что голос поэтики жертвенности слаб. Его еле слышно в современном информационном хаосе. Но поступки, которые влекут переступившего порог к страданиям и забвению, продолжают менять мир. И освещают дорогу, по которой идет человечество.

История создания стихотворения «Порог»

Стихотворение было написано под революционным воздействием, Тургенев, как и другие писатели, обсуждал значение революции в жизни русского народа, ее правильность и необходимость. Девушка в этом случае является революционеркой которая должна пойти на преступления, ради светлого будущего своей страны.

Но автор сомневается, что выход только один и он есть правильный. Ведь девушка может пожалеть о нем, а исправлять что-либо будет уже поздно. А вдруг ее взгляды, которыми сейчас руководствуются все ее действия окажутся ошибочными и все полетит крахом.

Это необычное стихотворение было написано, как обращение к народу. Оно призывает людей еще раз подумать. Ведь после того, как они перейдут эту чету, этот невидимый порог, назад пути не будет. Люди не должны слепо верить во всё, что говорят им другие.

И готовым отдать себя как эта девушка, пусть ею и руководствуются благородные мотивы, ее жертва, скорее всего, окажется лишней, ничего незначащей.

Творческий рассвет Ивана Тургенева

Начало творческого рассвета в авторской карьере Ивана Сергеевича Тургенева приходится на 1847 год. В этот период, писатель стал участником знаменитого «Современника», где произошло знакомство и последующая дружба с Анненковым и Некрасовым. В этом журнале состоялись его первые публикации:

✔ «Записки охотника»;
✔ «Современные заметки»;
✔ «Хорь и Калиныч».


Большой успех и признание автор получил благодаря рассказу «Записки охотника», именно это произведение спровоцировало желание автора продолжить написание рассказов в подобном стиле. Основной сюжет заключается в борьбе с крепостным правом, автор считал его лютым врагом, для уничтожения которого, нужно использовать любые способы. Из-за ненависти к этой установке в стране, Тургеневу вновь пришлось уехать из России. Писатель так обосновал свое решение: «удалившись от своего врага, я могу набраться сил для последующего нападения на него».

1. Первая любовь

В юности Тургенев был страстно влюблен в дочь известной княгини Шаховской – Екатерину. Она была старше классика на четыре года. Красавица Катя Шаховская кружила головы многим аристократам. Кстати, перед чарами кокетки не устоял отец писателя – Сергей Тургенев. Девушка ответила ему взаимностью. А сердце Ивана Тургенева было разбито. Позже писатель наделил некоторыми чертами Кати Шаховской героиню своей повести «Первая любовь».

2. Путешествие по морю

Примечательный случай вышел с Тургеневым в 1838 году во время своего первого путешествия в Германию. На корабле произошел пожар. Как потом рассказывали очевидцы, писатель начал метаться по палубе, восклицая, что не хочет и не может умирать молодым. Когда спасательные шлюпки спустили на воду, Тургенев ринулся к ним, расталкивая по пути остальных пассажиров, в том числе женщин и детей. Так это или нет, мы этого никогда не узнаем. Но легенда распространилась, об этом случае узнали в кругу Тургенева, и его стали считать трусом. Позже классик описал это событие в новелле «Пожар на море».

3. Внебрачная дочь

В молодости Иван Тургенев считался ловеласом и не обходил вниманием как знатных девиц, так и крестьянок. Одна из мимолетных увлечений писателя стала белошвейка Дуня, через год она родила ему дочь Полину. Тургенев не признал ребенка официально, но заботился о девочке и возил ее с собой за границу. Позже девочку взялась воспитывать возлюбленная писателя Полина Виардо, знаменитая оперная певица, за которой Тургенев ездил по всему свету.

4. Дуэль с Толстым

Интересно, что из-за дочки Полины, Тургенев чуть не сразился на дуэли. И не с кем-нибудь, а с близким другом, Львом Николаевичем Толстым. Однажды Толстой пожурил Тургенева за то, что Полина за границей вынуждена зарабатывать себе на хлеб шитьем. Иван Сергеевич принял это близко к сердцу. Слово за слово, спор едва не перерос в драку. По рассказу жены Толстого Софьи, оба уже собирались пустить в ход кулаки. В итоге Толстой вызвал противника на дуэль на пистолетах, которая, к счастью, так и не состоялась. Спорщики успели остыть, но помирились они намного позже.

Отличительной чертой Тургенева была большая голова. Но самое удивительное, что анатомы уже после смерти писателя взвесили его мозг. Он «потянул» аж на 2 килограмма, а это намного тяжелее, чем у многих других знаменитых людей.

На такую большую голову у творца просто не хватило материала, - говорил о Тургеневе Боткин.

Еще одна анатомическая особенность классика – кость на темени у его была очень тонкая. Из-за этого при ударе по голове Тургенев терял сознание. Из-за этого в школе писателю пришлось вытерпеть немало издевательств от сверстников. Тургенева не раз обвиняли в мягкотелости, на что он находчиво отвечал:

Да и какой ждать от меня силы воли, когда до сих пор даже череп мой срастись не мог. Не мешало бы мне завещать его в музей академии... Чего тут ждать, когда на самом темени провал!

6. Белинский называл Тургенева мальчишкой

В молодости Иван Сергеевич Тургенев был довольно легкомыслен. Он мог, например, пригласить к себе гостей, а потом «случайно» об этом забыть. Он, конечно, извинялся перед гостями, снова приглашал их на обед, чтобы как-то загладить свою оплошность, но когда люди приезжали в назначенный час, хозяина снова не оказывалось дома. За это Белинский называл Тургенева не иначе как «мальчишкой».

Сейчас трудно представить, но будущий классик в пору молодости хотел быть настоящим денди, но, похоже, у него мало получалось. По крайне мере, Александр Герцен назвал Тургенева Хлестковым, за то, что ему нравилось щеголять в синем фраке с золотыми пуговицами, изображающими львиные головы, в светлых клетчатых панта­лонах, в белом жилете и цветном галстуке.

7. Из воспоминаний современников

Личность Тургенева состояла сплошь из противоречий. Например, несмотря на большой рост и борцовское телосложение, Тургенев был удивительно мягким, неконфликтным человеком.

Были у Тургенева и свои странности. По словам Фета, смеялся он самым заразительнейшим образом: «Валился на пол и, стоя на четвереньках, продолжал хохотать и трястись всем телом». Когда на него нападала хандра, надевал на голову высоченный колпак и ставил себя в угол. И стоял там до тех пор, пока тоска не проходила.

Между тем, писатель был весьма чистоплотен и любил порядок во всем. Два раза в день он менял белье и вытирался губкой с одеколоном, садясь писать, приводил в порядок комнату и бумаги на столе. По свидетельствам современников, он не мог писать, если хотя бы одна вещь на письменном столе лежала не на своем месте.

Стихотворение «Порог» Тургенева считается одним из самых уникальных и необычных произведений писателя. Лирика автора вообще отличается разнообразием с точки зрения тематики. Однако это произведение выделяется и своеобразием формы.

«Порог» Тургенева: описание

В прозе было написано в 1883 году. За основу сюжета была взята история из жизни. Тургенева впечатлила Вера Засулич, участница революционного движения, которая в знак протеста трижды выстрелила в градоначальника Трепова и смогла серьезно его ранить. Женщина была возмущена приказом градоначальника высечь революционера-народника. Засулич пришла к Трепову на прием и при свидетелях выстрелила в него. На суде женщину оправдали, а само дело получило широкую огласку.

Писателю удалось мастерски облечь реальность в поэтическую форму и вывести философский смысл, заключавшийся в революционном самоотречении и жертвенности.

Стихотворение «Порог» Тургенева начинается с фразы «Я вижу громадное здание». То есть главный герой наблюдает за происходящим со стороны. В этом здании настежь распахнута дверь с высоким порогом, перед которым стоит «русская девушка». За этой дверью непроглядная тьма, которая «дышит морозом». Из глубины здания доносится глухой и медленный голос.

Этот голос спрашивает у девушки о том, действительно ли она хочет переступить порог и знает ли, что ее ожидает. В ответ героиня отвечает: «Знаю». Тем не менее голос продолжает предупреждать: «Голод, холод… насмешка… тюрьма… и сама смерть». И на это девушка отвечает: «Знаю». Героиня выражает готовность снести все удары, страдания и невзгоды.

«Порог» Тургенева призван показать мужество и самоотверженность девушки-революционерки. Поэтому продолжает ее уговаривать уйти неизвестный голос, ведь гонения будут не только от врагов, но и от друзей. Об этом уже знает героиня и готова ко всему. Но готова ли она к безымянной жертве? К тому, чтобы о ее гибели никто не вспомнил? Но не нужно девушке сожалений и благодарностей, ведь даже от имени своего она готова отречься.

Помолчал голос и спросил вновь о том, знает ли она, что и сама может разочароваться в своих идеалах и разувериться в правильности выбора. Но героиня и на это отвечает: «Знаю». Тогда голос произносит: «Войди». И вот она переступает порог. Вслед ей слышится: «Дура!» А затем другой голос произносит: «Святая».

«Порог» Тургенева: анализ

Современники писателя подходили к анализу произведения только с точки зрения описания подвига женщины-революционерки. Но современное литературоведение имеет и другие взгляды на это произведение. Они обращают особое внимание на проблему выбора, перед которым стоит героиня, на конфликт между идеалистами и обывателями.

При этом сам Тургенев не берется оценивать выбор героини, предоставляя выбор читателю. Не зря в конце звучат две оценки ее поступка - «святая» и «дура». Это происходит потому, что главной задачей писателя было показать сложность выбора и внутреннюю силу героини.

Таким образом, «Порог» Тургенева - это стихотворение, скорее, о внутренней борьбе человека, а не о революции и революционерах.



Copyright © 2024 Алименты. Развод. Дети. Усыновление. Брачный договор.