Для чего людям дают имена. Классный час для чего нужно человеку имя? классный час на тему
Зачем человеку дают имя?
Человеку дают имя
для того, чтобы в обществе был определенный порядок . Для того, чтобы избежать хаоса и анархии. Чтобы конкретный человек отвечал именно за свои поступки.
Когда людей в обществе становится все больше, сложнее конкретизировать отдельного человека. К тому же появилась частная собственность, зародилось право.
Людям было необходимо устанавливать новые правила и заводить такую традицию, называть младенца по имени, которое было бы официальным и признаваемым всеми.
Ученые установили, что уже в каменном веке люди имели имена. Имя нужно было,чтобы как-то выделить отдельного человека из общей массы людей. К тому же имени придавалось магическое значение, что,назвав младенца именем хорошего человека,можно определить его дальнейшую счастливую судьбу.Так возникла традиция называть людей в честь кого-то.
Имя существует не только для того, что бы выделить человека из массы, но оно нест ещ и определнную смысловую нагрузку. Также любое имя нест в себе и определнный сокральный оттенок. Раньше у многих народов выбору имени придавалось большое значение.
Мне кажется, что имя человека индивидуализирует. Ведь каждое имя что-то в переводе на какой-нибудь язык что-то значит. Да и обращаться к человеку как -то нужно.
Зачем человеку имя? Кто-нибудь задумывался из вас хоть раз над таким вопросом: зачем человеку имя? А если бы у людей не было имён, как бы мы жили? лучше, хуже? Имя человеку дают в детстве и на всю жизнь, оно становится таким привычным, что он не задумывается о его значении. Чаще всего, вопрос о выборе имени и его значении возникает, когда нужно давать имя собственному ребенку. В стародавние времена родители, выбирая имя ребёнку, верили в то, что оно может повлиять на его характер и судьбу. Имя отражает различные внешние или внутренние качества человека. Согласитесь, неудобно обращаться к человеку: Человек, иди сюда.
Как выбирают имя? По святцам (по церковному календарю) Православный календарь содержит огромное множество красивых, приятных и актуальных по сей день имен. Дань памяти (в честь кого-то) Часто ребенка называют именем какого-либо человека, оставившего глубокий след в жизни одного из родителей. По значению и тайне характеристики имени. По дате рождения, используя астрологический календарь. По моде. Время от времени модными становятся те или иные имена Другие родители наоборот дают ребенку не модное, а оригинальное имя. Часто выбирают имя просто потому, что оно нравится родителям.
Литература Л. Успенский «Ты и твое имя» Статьи из интернета «Каким именем назвать ребенка в наши дни» Энциклопедия «Знаешь ли ты?» Авторы проекта: Будехина Виктория, Будехина Юлия, Криштапова Екатерина, учащиеся 3 класса Любожичского филиала МБОУ Юровская СОШ Руководитель: Друзина Е.Н.
Имена, имена, имена –
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна эта страна –
Так и имя – загадка и тайна.
Александр Бобров
Адресован: учащимся начальной школы.
Участники проекта: педагоги, дети.
Тип проекта: поисково-исследовательский.
Цели проекта:
- с помощью изучения имён показать индивидуальность, неповторимость каждого человека;
- выявить роль имени в жизни человека.
Задачи проекта:
- изучить историю и значения имён;
- развивать навыки исследовательской деятельности;
- прививать любовь к своему имени и к имени окружающих.
Работа над проектом: Существует специальная наука, изучающая имена – ОНОМАСТИКА.
Что такое имя человека?
Слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нём с другими.
Если спросить человека о том, какое слово он слышит чаще всего, то, скорее всего, этим словом окажется имя человека.
Имя – это первое, что получает человек, что слышит ребёнок при рождении. Он ещё не понимает, что означает имя, но чаще других слов слышит именно своё имя.
Имя – это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлёты и падения.
Роль имени в жизни человека:
- Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми.
- Наше имя связывает нас с малой и большой Родиной.
- Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты.
Информация, которую несёт в себе имя:
- Конкретное значение слова. Например, Николай – победитель народов, Нина – госпожа, царица. Но эта информация влияет на человека меньше всего. Это происходит из-за иностранного происхождения имен, и, что такие сведения мало кто воспринимает всерьез.
- Имена воспринимаются и как мелодия, имеющая свой ритм; размер и пластику. В любом слове заключена какая-либо музыка – мажорная, минорная, призывная или успокаивающая. Эта музыка улавливается в звучании имени и будет жить с человеком и его характером.
История русских имён
Наши предки относились к именам очень бережно.
Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить.
Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.
- Называли по внешним признакам: Крепыш, Хромой, Косой, Милава.
- Называли по черте характера: Добрыня, Молчун, Умник, Несмеяна.
- Называли по порядку рождения: Первуша, Третьяк, Одинец, Пятой.
- Называли по прозвищу: Зайцев, Горяев, Нежданов.
Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.
Социологическое исследование «Какие же имена есть в начальных классах нашей школы?»
Девочки
- 1 место: Даша, Катя – 8
- 2 место: Настя – 7
- 3 место: Кристина, Ксения, Вика – 4
Мальчики
- 1 место: Кирилл, Саша, Артём, Ваня, Максим – 5
- 2 место: Илья, Андрей – 4
- 3 место: Никита, Дима, Рома –3
Редкими оказались следующие имена
У девочек | У мальчиков | ||||
Оля | Айзирек | Наташа | Володя | Эрик | Рудик |
Назрин | Алина | Ниана | Эльнур | Коля | Алёша |
Милана | Саида | Аня | Марк | Христофор | Бабкен |
Божена | Диана | Алсу | Оганнес | Роберт | Егор |
Сабина | Карина | Дамир | Нурбек | Вася | |
Эля | Виталия | Матвей | Серёжа | Антон | |
Полина | Влада | Юра | Гена | Элтун |
А что же обозначают эти редкие женские имена?
- Анна (Аня) (древнееврейское) – милость.
- Алина (латинское) – другая, чужая.
- Божена (древнеславянское) – под покровительством Бога.
- Владислава (Влада) (древнеславянское) – владеющая славой.
- Диана (латинское) – божественная.
- Карина (латинское) – вперёд смотрящая.
- Милана (древнеславянское) – милая.
- Наталья (Наташа) (латинское ) – родная.
- Ольга (Оля) (древнеславянское или скандинавское) – святая, священная, ясная, светлая, мудрая, роковая.
- Полина (греческое) – многозначительная; (латинское) – маленькая.
- Сабина (латинское) – сабинянка (название племени сабинян).
- Элеонора (Эля) (греческое) – сострадание, милосердие.
А что же обозначают эти редкие мужские имена?
- Антон (древнеримское) – вступающий в бой.
- Алексей (Алёша) (древнегреческое) – защищать.
- Бабкен (армянское) – младший сын отца.
- Владимир (Володя) (славянское) – владеющий миром.
- Василий (греческое) – царь.
- Геннадий (Гена) (греческое) – благородный, великородный.
- Дамир (тюркское) – настойчивый.
- Егор (греческое) – земледелец.
- Матвей (древнееврейское) – божий человек.
- Николай (Коля) (греческое) – победитель народов.
- Роберт (древнегерманское) – неувядаемая слава.
- Сергей (Серёжа) (латинское) – высокий, высокочтимый.
- Христофор (древне-греческое) – несущий Христа.
- Эрик (древне-германское) – благородный предводитель
Социологическое исследование «Анкетирование в моём классе (3 «Б») и среди педагогов начальной школы»
Вопросы анкеты
- Что означает моё имя?
- Нравится ли тебе твоё имя?
а) да,
б) нет,
в) не очень. - Почему?
- Зачем человеку имя?
Результаты анкетирования в моем классе
- Что означает моё имя?
знают – 17; не знают – 10. - Нравится ли тебе твоё имя?
да – 23; нет – 0; не очень – 4. - Почему?
«Да» – «имя чудесное и хорошее», «звучит и произносится красиво», «доброе и ласковое», «счастливое».
«Не очень» – «хочу другое имя». - Зачем человеку имя?
«Чтобы понять, кого вызывают к доске», «позвать другого человека», «не путаться».
Затруднились ответить – 4 человека.
Результаты анкетирования среди педагогов начальной школы
- Что означает моё имя?
знают – все. - Нравится ли тебе твоё имя?
да – всем. - Почему?
«Очень нежное, красивое», «звучит строго и нежно», «в имени много твёрдых согласных», «значение имени совпадает с моей профессией», «встречается в русских сказках». - Зачем человеку имя?
«Имя задаёт программу жизни человека, его судьбу», «выделить из числа других людей», «имя даёт индивидуальность человеку».
Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.
Беседа.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ЧЕЛОВЕКУ ИМЯ?
Ведущий: Сегодня ребята, мы поговорим об именах. Имена имели все люди во все времена во всех цивилизациях.
Для чего нужно человеку имя? (Ответы) Чтобы обращаться к человеку, говорить о нем с другими людьми, поэтому говорят: у него – доброе имя, или - не позорь своего имени. А ввиду имеют: он хороший человек и – не позорь себя.
Откуда пришли имена? (Ответы) расскажет нам об этом ….
Ученик 1: У каждого народа были и есть свои имена. Но в результате общения имена переходили от одного народа к другому, попутно изменялись. Так. Из Древней Греции у нас обосновались такие имена, как Алексей, Александр, Андрей, Федор, Василий, Анатолий, Артем, Георгий, Татьяна, София, Лариса, Ксения, Зоя, Елена, Екатерина, Галина, Анастасия, Зинаида и др. (Показывает карточки, на которых написаны эти имена). Они стали настолько распространенными, что мы давно уже считаем их русскими, своими.
Из древнееврейского языка пришли к нам такие имена, как Иван, Анна, Ева, Елизавета, Мария, Тамара, Вениамин, Гавриил, Давид, Даниил, Михаил. Из латинских имен популярны у нас Виктор, Маргарита, Марина, Наталья, Валентина, Валерий, Виталий, Константин, Максим, Феликс и др.(Показывает карточки) Имя Дарья (богатая) пришло к нам из персидского языка.
А имена Лада (любимая), Людмила, Ярослав, Владимир, Всеволод – чисто древнерусские, говорящие сами за себя.
Ведущий: Спасибо. А теперь мы послушаем о новых именах.
В русский именослов проникли и другие имена, казавшиеся более изысканными по сравнению со старыми русскими: Нелли, Виолетта, Изабелла, Полина, Эльвира, Дина, Инга, Илона, Эвелина. В 20-30 гг., когда в России все пытались создать заново, стали давать детям «революционные» имена: Коммунар, Октябрь, Май, Майя, Октябрина. И это не было еще бедой. Человеческая фантазия была безгранична, девочек называли совершенно непроизносимыми грубыми именами: Баррикада, Шестеренка, Вагранка, Даздраперма (да здра вствует пер вое ма я). Мальчиков умудрялись называть Глобусами, Тракторами. А уж Виленов (В.И.Ленин), Мэлоров (М аркс, Э нгельс, Л енин – организаторы революции) и Ким ов (к оммунистический и нтернационал м олодежи) было полным полно. Теперь такие имена стали большой редкостью.
Разговор о неудачных новых именах стоит закончить веселыми стихами С.Я.Маршака «В защиту детей».
Ученик 2:
Если только ты умен,
Ты не дашь ребятам
Столь затейливых имен,
Как Протон и Атом.
Удружить хотела мать дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать дочку Диктатурой.
Хоть семья ее звала сокращенно Дита,
На родителей была девушка сердита.
Для другой искал отец имя похитрее,
И назвал он, наконец, дочь свою Идея.
Звали мама и сестра девочку Идейкой.
А ребята со двора стали звать Индейкой.
А один оригинал, начинен газетой,
Сына спутником назвал, дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать, что с прозваньем этим
Век придется вековать злополучным детям.
Ведущий: Имя – это первый подарок, если не считать самой жизни, который родители преподносят своему ребенку, и подарок этот – на всю жизнь. Поэтому выбрать имя – очень ответственное и трудное дело. Кто дает имя новорожденному. Тот берет на себя большую перед ним ответственность, ибо имя человека – это код судьбы, каково имя – таков и человек.
Как же выбрать имя? За красивое звучание? В честь хорошего человека? Модное? Имя не должно быть случайным. Слишком длинным и трудным. Лучше, если оно легко произносится и сочетается с отчеством и фамилией. Человеку должно нравиться его имя. Вот посмотрим, нравятся ли вам ваши имена (дети зачитывают отрывки из своих мини-сочинений)
Сейчас мы немного изменим нашу деятельность и проведем викторину.
Тур I «Мое имя»
1. Как звали владелицу Цветика-семицветика? (Женя)
2. В какой пушкинской сказке есть 34 героя без имени? (О царе Салтане)
3.Как звали мальчика и девочку, укравших друг у друга кларнет и корралы? (Карл и Клара)
4.Какие женские имена носят названия цветов? (Роза, Лилия)
5.Назовите мужское «рыбье» имя? (Карп)
6.Как звали сказочную красавицу с голубыми волосами? (Мальвина)
7.Перечисли русские сказки, в названии которых использованы имена.
8.Перечисли женские имена которые заканчиваются буквой «а». (Марина, Полина, Светлана и др.)
9.Кикие мужские имена начинаются на букву «Б»? (Борис, Богдан, и др.)
10.Как звали трех богатырей, охранявших границы земли русской? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)
11.Назовите имя мальчика и царя зверей? (Лев)
12.Как звали первого в мире космонавта? (Юрий)
13. Сказочный чудак, продававший лечебных пиявок (Дуремар)
Тур II «Угадай, кто я?»
- У меня 12 братьев-лебедей? (Элиза)
- Моими женихами были Жабенок, Жук и Крот (Дюймовочка).
- Мое платье изорвано, я испачкана золой, я много тружусь, но мачеха все равно меня ругает! (Дюймовочка).
- Я никогда не смеюсь, а только бесконечно плачу (Царевна Несмеяна).
- Могу я быть и девушкой и большой, красивой, белой птицей. (Царевна Лебедь).
- Спокойная и холодная, боюсь огня – могу растаять (Снегурочка).
- На своем моторе я летаю выше крыши (Карлсон).
- Меня вместе с матерью заточили в бочку и бросили в море (Князь Гвидон).
- Я вернулась к бабушке и дедушке в коробе, который нес медведь (Машенька)
- Гном сделал меня маленьким, и я летал с дикими гусями (Нильс)
- Я расправился с 40 разбойниками и завладел их сокровищами (Али-Баба).
- Стоит мне потереть лампу, как появится Джин и исполнит любое мое желание (Аладдин).
Ведущий: На этом наше мероприятие заканчивается, постарайтесь побольше узнать о своем имени и достойно его нести. До свидания,хорошего всем настроения и доброго здоровья!
В древности считалось, что имя предопределяет судьбу. До 17 века на Руси настоящее имя ребенка до определенного возраста скрывалось его родителями. Для обращения к детям использовали ласковые имена и прозвища. Делалось это с целью попытки обмана злых духов и Ангела Смерти, который иногда приходил к малышам.
Не принято было давать ребенку имя кого-то из обитателей дома. Люди верили, что это может повлечь смерть здравствующего, жизненные силы которого в таком случае перейдут к новорожденному. Если человек рано умирал, то в селении никто не давал своим детям имя умершего, поскольку считалось, что ребенку может передаться чужая несчастливая судьба.
Если человек меняет имя, он меняет и свою судьбу. Поэтому, человек, решивший уйти в монастырь и принять постриг, отказывается и от мирской жизни, и от мирского имени. Фамилия человека является его связью с родом, отчество - с его семьей, а вот имя дает ему защитника и покровителя.
По мнению английского психотерапевта Тревора Уэстона, между именем ребенка и его страхами, комплексами, и формирующимся характером существует непосредственная связь. Например, люди, имена которых являются редкими или неблагозвучными, чаще других в детстве подвергаются насмешкам и нападкам со стороны своих сверстников. А американские исследователи нашли закономерность в оценивании преподавателями колледжей студентов с определенными именами. Девушки с красивыми именами, как правило, не добиваются успеха в продвижении по службе и в бизнесе в целом, однако большие шансы у них пробиться в шоу-бизнесе.
Известно, что каждое имя имеет свое значение, что определяет характер человека. Например, по результатам исследования, имя "Татьяна" у большинства подсознательно ассоциируется с красным цветом, с опасностью, тревогой и агрессией. Поэтому к носительницам этого имени часто выказывают агрессию, что часто приводит к тому, что "Татьяны", вырастая, имеют властный, грубоватый, напористый характер. А вот имя "Елена" у исследуемых вызывало ассоциации с голубым цветом, с женственностью, покорностью и мягкостью. Поэтому и реакция поведения с ними была соответствующая, и в результате девочки с таким именем росли в более комфортных психологических условиях.
На восприятие имени влияет и его фонетическое звучание. Например, в русских именах редко можно встретить букву "Ч", а буквы "Ы", "Й" и мягкий знак портят его. Однако такая фонетика присуща именно русским именам - например, в английских традициях детей часто называют "Чарльзами" или "Ричардами" и, как правило, с такими детьми ничего дурного не случается.