Порядок разработки и согласования сту. Этапы согласования сту Разработка и согласование специальных технических условий

Согласование специальных технических условий (СТУ)

В данной статье мы рассмотрим, как проводиться согласование СТУ (специальных технических условий) пожарной безопасности.

После разработки СТУ подлежат обязательному согласованию в двух инстанциях: Департамент Надзорной Деятельности МЧС России(ДНД МЧС России), Министерство Регионального Развития Российской Федерации (Минрегион РФ).

Процесс согласования начинается с представления в канцелярию ДНД МЧС Россииматериалов СТУ. Канцелярия направляет их эксперту, который может выдать некоторые замечания до того как СТУ попадут на защиту в нормативно-технический совет. Срок рассмотрения у эксперта составляет от 2 недель до месяца. Если у эксперта нет замечаний, разработанные СТУ вносится в график заседаний нормативно-технического совета. На защите СТУ перед советом выступает их разработчик, обосновывает необходимость разработки СТУ, отстаивает принятые решения. По окончанию выступления разработчика, членами совета выносится решение о возможности или невозможности принятия данных СТУ. Решение совета вносится в протокол. В адрес разработчика СТУ направляются согласованные СТУ и выписка из протокола заседания экспертного совета в течение 5 дней после его завершения. Нормативно-технический совет собирается в среднем 1 раз в месяц в ДНД МЧС России.

В случае принятия советом отрицательного решения, СТУ направляются на доработку с указанием конкретных требований. И далее после внесения изменений, материалы вновь направляются в канцелярию ДНД МЧС России, затем эксперту, и в конце концов на очередной совет.

После согласования СТУ в ДНД МЧС России, следующий этап- получение заключения от ОАО «НИЦ Строительство». Заключается договор на экспертизу СТУ стоимостью от 300 000 до 850 000 рублей, в зависимости от объекта. После получения заключения, СТУ повторно пересогласовываются в ДНД МЧС России, что занимает еще около месяца.

После получения одобрения из ДНД материалы СТУ подаются в Минрегион по адресу: Москва, ул. Садовая-Самотечная, д. 10/23, стр. 1. В течение последующих 2 недель их рассматривают, и по окончанию этого срока происходит их защита на нормативно-техническом совете.

Согласованные в установленном порядке СТУ применяются в дальнейшем строительстве в качестве норм в части обеспечения пожарной безопасности.

Мы разрабатываем и согласовываем СТУ для любых объектов.

Для заказа СТУ пожарной безопасности звоните по телефону!

СТУ - это перечень технических норм проектирования, разрабатываемых для конкретных строительных объектов, для которых недостаточно требований, предусмотренных в технических документах. После разработки документа следует процесс согласования СТУ в Минстрое. Для этого необходимо собрать и представить в Минстрой следующий пакет документации.

Что нужно для согласования СТУ в Минстрое?


1.Заявление от заказчика на рассмотрение СТУ. Это заявление должно быть подписано руководителем организации либо лицом, которое исполняет его обязанности. Если заказчиком выступает юридическое лицо, заявление должно быть заверено печатью. В Минстрой должен быть предоставлен один экземпляр заявления (копию предоставлять не допускается);


2.Пояснительная записка к специальным техническим условиям. Этот документ должен быть предоставлен в одном экземпляре, пронумерован, а также заверен подписью должностного лица и печатью компании-заказчика СТУ. Пояснительная записка содержит следующую информацию: сведения о необходимости и целесообразности разработки СТУ, принятые компанией основные технические решения, список компенсирующих мероприятий, описание положений, в случае разработки новых норм их детальный список, сведения об уровне безопасности объекта, данные о согласовании СТУ с другими федеральными органами исполнительной власти;


3.Проект СТУ, который должен быть предоставлен в двух экземплярах, подписан представителями компании-разработчика, пронумерованный, прошитый и заверенный печатью. Для проекта СТУ необходимо предоставить положительное заключение МЧС и приложение заключения этого ведомства;


4.Копия технического задания, которая создавалась для разработки СТУ. Представляется этот документ в одном экземпляре, заверяется печатью и подписью руководителя фирмы-заказчика.

Сроки согласования СТУ в Минстрое?


Согласование СТУ в Минстрое должно занять не более месяца со дня подачи и регистрации заявления. Однако в отдельных случаях заявление может рассматриваться около трех месяцев. Если специалисты ведомства примут положительное решение по заявлению заказчика, в таком случае они выдадут ему согласованный проект СТУ с проставленной подписью министра на всех листах документа, включая титульный. Также они посылают письмо заказчику на официальном бланке Минстроя о положительном решении относительно процедуры согласования СТУ в Минстрое. Если будет принято отрицательное решение, заказчик получает об этом извещение в письме на официальном бланке и проект СТУ.

Сокращения, используемые в статье:

  • Порядок - Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства, утвержденный приказом Минстроя России №248/ПР от 15.04.2016,
  • Регламент - Административный регламент МЧС России предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий … , утвержденный приказом МЧС России №710 от 28.11.2011,
  • 123-ФЗ - Федеральный закон №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»,
  • 69-ФЗ – Федеральный закон №69-ФЗ «О пожарной безопасности»,
  • Указ 868 – Указ Президента РФ №868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»,
  • Пожарные СТУ – Специальные технические условия на проектирование в части обеспечения пожарной безопасности объекта, разработанные на основании 123-ФЗ.

1. Почему согласование Пожарных СТУ отнесено к компетенции МЧС России?

Статья 20 Федерального закона 69-ФЗ устанавливает необходимость в согласовании специальных технических условий (СТУ) по обеспечению пожарной безопасности с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Таковым органом в соответствии с Указом 868 является МЧС России.

Также пункт 8 Регламента, гласит о том, что предоставление государственной услуги по согласованию СТУ по обеспечению пожарной безопасности в соответствии с 69-ФЗ и Указом 868 отнесено исключительно к компетенции МЧС России .

2. В чем заключается суть дублирования полномочий МЧС и Минстроя в части согласования Пожарных СТУ?

Пункт 15 Порядка Минстроя гласит: пожарные СТУ, нужно направлять на согласование в Минстрой России. Причём, не просто направлять в Минстрой, а ещё и прикладывать «документ по согласованию СТУ в МЧС России».

Таким образом, в Порядке зафиксирована чёткая схема: пожарные СТУ, должны быть сначала согласованы в МЧС России, а потом в Минстрое России. Это является очевидным дублированием одной и той же процедуры разными ведомствами!

Вступление в силу Порядка наделило Минстрой России полномочиями по согласованию пожарных СТУ при том, что аналогичными полномочиями на тот момент уже было наделено МЧС России (в соответствии с 69-ФЗ, Указом 868 и Регламентом).

Это вызывает определенные вопросы как к самому Минстрою, который разработал такой Порядок для себя, так и к Минюсту, который зарегистрировал (с третьей попытки) этот документ в условиях действующего на тот момент законодательства.

Сам факт дублирования административной процедуры «Согласование специальных технических условий» очень неприятен для предпринимателей. «Принцип одного окна? … нет, не слыхали!» Документ приходится дважды последовательно «подавать», сначала в одно министерство, а потом в другое, и ждать.

На картинке изображен Ждун, который уже согласовал СТУ с МЧС России и теперь ожидает второго согласования СТУ около здания Минстроя России. При этом, Ждун не понимает в чём заключается смысл второго согласования СТУ (этого не понимает никто).

Ждун ожидает снаружи здания – и это не случайно: его не пригласили на нормативно-технический совет, где в эту минуту рассматриваются его СТУ, (в отличие от МЧС, где право участия в заседании НТС ему гарантировано Регламентом). Это символизирует главный принцип работы Минстроя – «принцип закрытого принятия решений о согласовании/отказе в согласовании СТУ ».

В контексте данной статьи образ Ждуна отражает нелёгкую учесть российских предпринимателей, вынужденных сталкиваться с избыточными административными барьерами в ходе процедуры — «Согласование СТУ».

Ждун - скульптура Homunculus loxodontus , созданная голландской художницей Маргрит ван Бреворт для Лейденского университета (Нидерланды).

Ждать согласования специальных технических условий приходится, в лучшем случае, по месяцу в каждом министерстве (теоретически общий срок ожидания в соответствии с Регламентом и Порядком может составить более 135 (!) дней) (это не только долго и неудобно, но и очевидно накладно для застройщика).

Но дело не только в неоправданно долгом ожидании!

Самое главное то, что Минстрой в рамках своей процедуры по согласованию СТУ осуществляет повторный контроль за соблюдением требований 123-ФЗ.

Минстрой не выполняет какую-то «свою» специализированную функцию по государственному контролю и надзору, а банально «перепроверяет» работу МЧС (о том, как чиновники от строительства надзирают за одним из силовых министерств России читайте подробно в ).

Сначала МЧС России в рамках своей процедуры по согласованию СТУ (Регламент) осуществляет контроль за соблюдением требований технического регламента (123-ФЗ) в ходе рассмотрения Пожарных СТУ.

Потом эти же СТУ нужно направить на согласование в Минстрой России, где история повторится. Получается, что после МЧС контроль за соблюдением требований технического регламента (123-ФЗ) в отношении этих же СТУ будет осуществлять ещё и Минстрой.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» одним из базовых принципов технического регулирования является «недопустимость одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов».

Однако фактически, и в законодательстве, и на практике, закреплена такая схема двойного согласования СТУ, при которой полномочия за соблюдением требований технического регламента (123-ФЗ) реализуют два разных органа государственного контроля: МЧС России и Минстрой России. Причем, в случае Минстроя – полномочия отчасти самим Минстроем себе и предоставлены - «в дополнение» к уже существующим (таким же) полномочиям МЧС (п. 15 Порядка ровно об этом и говорит). Ведь именно Минстрой является автором Порядка.

Похоже, что сложившаяся ситуация, мягко говоря, не очень соответствует принципам технического регулирования, прямо установленным Федеральным законом №184-ФЗ.

3. Игнорирование мнений Генпрокуратуры, Минэкономразвития, а также здравого смысла.

Логично, что во избежание такого дублирования, полномочиями на согласование каждого вида СТУ должен обладать какой-то один орган: либо МЧС, либо Минстрой.

Ещё в 2013 году Генеральная прокуратура РФ выявила избыточные и дублирующие процедуры согласования специальных технических условий, имея ввиду эту неправильную двухэтапную схему. По просьбе Генпрокуратуры Минэкономразвития сделало анализ и разработало предложения по исключению дублирования в части согласования СТУ. Вердикт был именно такой: согласование СТУ должно осуществлять какое-то одно министерство – в зависимости от вида СТУ, (об этом читайте в). Но это было в 2013 году!

А в 2016 году ничто не помешало Минстрою России утвердить новый Порядок согласования специальных технических условий, который не поспособствовал исправлению ситуации с дублированием полномочий в части согласования пожарных СТУ. Наоборот, с введением в действие новых формулировок это дублирование только укрепилось.

Хотя, казалось бы, разработка нового Порядка - это хорошая возможность для принятия долгожданных мер по исключению избыточных административных процедур – это то, о чем Генпрокуратора официально написала ещё в 2013 г. Но, увы, Минстрой не пожелал снизить административные барьеры и отказаться от своих полномочий по согласованию Пожарных СТУ.

Это довольно странная история, ведь сама процедура «согласование специальных технических условий в Минстрое» бесплатна для заявителя (по законодательству не предусмотрено никаких официальных платежей и гос. пошлин). Поэтому, по идее, никакой особой финансовой заинтересованности в сохранении полномочий по согласованию Пожарных СТУ у министерства не должно быть. Не так ли?

Примечательно, что до утверждения Порядка, ещё на стадии общественных обсуждений, сообщество предпринимателей, отдельные компании, включая строительные и проектные организации (имеющие огромный опыт работы в условиях такого же двойного согласования СТУ в МЧС и в Минрегионе (задолго до появления Минстроя)), активно направляли в Минстрой подробно аргументированные комментарии и предложения, в которых неоднократно говорилось:

  • новый Порядок в таком виде нельзя принимать, он создаст конфликт полномочий и интересов двух министерств,
  • согласовывать СТУ дважды – это долго и неудобно для предпринимателей,
  • второе согласование СТУ не несёт в себе никакого смысла (на первом согласовании СТУ в МЧС уже проверяется всё, что нужно проверить),
  • это избыточный административный барьер.

Однако, общественное мнение было доблестно проигнорировано без какой-то хоть минимально внятной аргументации (что понятно, интересы общества и государства усмотреть здесь сложно).

4. Дублирование функций подтверждено на практике!

Всё, описанное выше, — не просто теория. Двойной контроль за соблюдением требований 123-ФЗ в ходе согласовании СТУ не только закреплен в Порядке Минстроя, но и укоренился на практике!

Вот как это обычно выглядит:

За последние 3 года (т.е. практически за всё время существования Минстроя) в России накопилось огромное количество случаев, когда заказчик строительства сначала получает положительное согласование от МЧС, а потом отказ от Минстроя, — на одну и ту же редакцию СТУ. При этом, довольно часто обоснованием отказа Минстроя служит формулировка «в СТУ содержится нарушение (отступление от) требований 123-ФЗ» (). Казалось бы, как это возможно? А вот так!

Сначала МЧС своим согласованием как бы говорит Заявителю:

«СТУ полностью правильно разработаны, документ не содержит нарушений 123-ФЗ, компенсирующих мероприятий достаточно, комплекс требований, содержащийся в СТУ сбалансированный и т.п. »

А потом Минстрой своим отказом как бы говорит Заявителю:

«Нам глубоко наплевать на мнение МЧС! Мы (Минстрой) считаем СТУ некорректными, не смотря на положительное согласование в МЧС: документ содержит нарушение 123-ФЗ, или компенсирующих мероприятий в СТУ недостаточно, или ещё можем что-нибудь выдумать. »

Конкретные случаи отказов Минстроя с эпичными формулировками замечаний мы постараемся раскрыть в следующих статьях (об одном из них читайте ).

За последние годы предприниматели из разных регионов страны прислали нам довольно много подобных документов. Если вам известны какие-либо случаи некорректных отказов Минстроя, которые вы не прочь осветить публично, присылайте нам подробную информацию () мы постараемся об этом рассказать (возможно, без упоминания заказчика, разработчика СТУ, названия и адреса объекта).

Порядок разработки и согласования специальных технических условий (СТУ) - это поэтапный процесс создания и координации технических норм для определенного объекта строительства, которые содержат дополнительные либо отсутствующие требования в сфере пожарной безопасности.
Специальные ТУ отражают особенности проектирования, инженерных решений, возведения, а также последующей эксплуатации и демонтажа (сноса) зданий.
В зависимости от степени защищенности объекта установленными нормативными нормами, по решению заявителя, СТУ могут разрабатываться нескольких видов:

Требования, которые содержат технические решения на планировку, возведение и эксплуатацию сооружений, а также других зданий, для проектирования которых положения по защите и надежности объекта отсутствуют;
Нормы, которые включают технические правила по обеспечению сейсмической защиты;
Положения, содержащие технические нормы на планировку и строительство сооружений в сфере обеспечения пожарной защиты.

Порядок разработки и согласования СТУ


Разработка СТУ осуществляется согласно техническому заданию заявителя научно-исследовательской, проектной либо другой организации, которая обладает научно-технической базой и стажем практической деятельности в данной области.
Перед разработкой СТУ проводится определение технических, конструктивных, планировочно-объемных решений сооружения, используемых изделий и материалов. Также анализируется нормативная база объекта, которая служит основанием для создания недостающих положений либо разработки отсутствующих требований. Технические решения могут подготавливаться к объекту в целом, его частям либо отдельным инженерным системам и конструкциям.

Специальные ТУ должны включать следующие сведения:

Детальное обоснование необходимости подготовки СТУ и недостающие нормативные положения для данного сооружения, которые излагаются согласно структуре действующих правил;
Перечень необходимых отклонений от правил действующей нормативной документации, который содержит обоснование их разработки и мероприятия, компенсирующие данные отступления;
Основания для возведения объекта;
Сведения о названии, месторасположении сооружения и условиях его строительства;
Данные о заказчике, проектном предприятии и создателе СТУ;
Описание здания в целом и его основных элементов с указанием планировочно-объемных и конструктивных решений, которые дополняются схемами земельного участка и чертежами планировочно-архитектурных решений.

Структура технических условий определяется на этапе составления задания на их подготовку. Как правило, она должна отвечать структуре действующих положений в данной сфере.
Положения, которые содержатся в установленной нормативной документации в специальные ТУ не включаются. Единицы величин и обозначения, которые используются в СТУ, должны соответствовать строительным требованиям и государственным стандартам.

Порядок согласования специальных ТУ


Процедура согласования СТУ проводится в органах Минстроя и МЧС.

Для координации технических условий заказчик строительства должен представить в соответствующие органы следующую документацию:
Заявление заказчика, которое составляется в произвольной форме, подписывается руководителем и заверяется печатью предприятия;
Пояснительная записка, которая содержит сведения о необходимости подготовки СТУ, принятых проектных решениях, компенсирующих мероприятиях. Кроме того, в записке указываются нормативные правила, которые содержат новые технические нормы, а также данные об обеспечении защиты объекта;
Проект технических условий в 2-х экземплярах;
Копия задания на подготовку СТУ, заверенная руководителем заявителя строительства.
Как правило, предоставленная заказчиком документация не подлежит возврату, за исключением случаев, утвержденных действующим законодательством.
Постановление о согласовании либо об отказе рассмотрения технических условий принимается Министром на протяжении месяца со дня подачи документов в Минрегион. В определенных ситуациях срок рассмотрения технических условий может быть увеличен до трех месяцев. Если документация предоставляется в органы с нарушением действующего перечня, она возвращается заказчику в течение десяти дней.

Рассмотрение документации специальных ТУ заключается в изучении структуры представленных материалов и документов, осуществлении научно-технической оценки, подготовке заключения по итогам экспертизы и принятии решения об утверждении либо об отказе в рассмотрении ТУ.
При принятии положительного решения, СТУ оформляется посредством проставления подписи Министра на титульном листе и подписей уполномоченного лица на каждом листе технических условий. После согласования ТУ подлежат утверждению у заявителя.

О принятом решении заказчик оповещается на протяжении 3-х рабочих дней Минрегионом путем направления письменного уведомления. При этом к СТУ прикрепляется один экземпляр технических условий, который оформляется согласно действующим нормам.
При отказе в согласовании к уведомлению прилагается один экземпляр СТУ и копия заключения. После устранения факторов, которые стали причиной отказа в согласовании, заказчик может повторно отправить документацию на рассмотрение.

Согласованные технические условия подлежат учету в специальном реестре и архивному хранению.

Заказчик строительства имеет право на любом этапе рассмотрения документов отозвать заявление, направив в Минрегион письменное уведомление. При этом согласование СТУ прекращается, после чего составляется соответствующее заключение, которое утверждается Министром либо доверенным лицом.

Компания ГОСТ-НОРМ предоставляет весь спектр услуг по разработке и координации СТУ для объектов различных форм собственности и функциональности. Подготовка и согласование СТУ осуществляется опытными, профессиональными специалистами. Эксперты компании обладают широкой научно-технической базой и многолетним стажем, что является залогом качества и оперативности выполненных услуг.



Copyright © 2024 Алименты. Развод. Дети. Усыновление. Брачный договор.