Конспект урока "Основные социальные слои Российского государства XIV–XV вв". Презентация на тему: Хозяйство Руси и положение различных групп общества в XIV-XV вв Категории населения их положение
Хозяйство - от упадка к подъему . Недавно Батый увел свои полчища из Галицко-Волынской Руси. Даниил Галицкий с братом Васильком ехали по своим разоренным землям к Берестью, что на Западном Буге (современный Брест). Подъезжая к нему, оба князя задыхались от смрада - кругом лежали бесчисленные трупы. А несколько лет спустя по южным русским княжествам проезжал Плано Карпини, папский посол, в Монголию. Потрясенный увиденным и услышанным, он писал: татары «произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей...
Когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавших на поле». Некогда многолюдный Киев «сведен почти ни на что: едва существует там двести домов; а людей... держат они в самом тяжелом рабстве». Раскопки археологов полностью подтверждают эти сообщения письменных источников.
Многие тысячи погибших, уведенных в плен, разоренные города и села, разграбленное имущество, сожженные хозяйства, мастерские - таков был страшный результат кровавого смерча, который обрушился на Русь.
Для Западной Европы Русь в эпоху «Батыева разорения» стала своего рода щитом, сама же она истекала кровью. Никто лучше Пушкина до сих пор не сказал об этом: «России определено было высокое предназначение... Ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией...» В те годы, когда на Руси гибли храмы и рукописи, в Западной Европе возводились прекрасные готические здания, создавались новые законы и литературные произведения. Впереди был Ренессанс. А в русских городах почти до конца XIII в. прекратилось каменное строительство, были забыты многие ремесленные приемы (скань, филигрань и др.), замирают, полностью или частично, составление летописей, переписка рукописей и т. д. |
Конечно, жизнь требовала своего, и русские люди, поплакав, посетовав на судьбу, брались за дело: отстраивали избы и боярские хоромы, распахивали пашню, налаживали промыслы.
Постепенно крестьяне восстановили свои хозяйства, вновь стали обрабатывать все заброшенные в годы нашествия поля. А кое-где появились «чисти», «сечи» - новые участки, освобожденные от леса и кустарника. На пустошах и лесных полянах вырастают починки - новопостроенные поселения в один-два двора и более.
Жатва. Миниатюра из летописи
Несмотря на многие помехи - усобицы князей, нападения татар, литовцев, немецких и шведских рыцарей, неурожаи и эпидемии, - земледелие и животноводство в XIV-XV вв. давало все больше продуктов.
Наряду с подсекой(1) и перелогом(2), крестьяне все шире применяли паровую систему земледелия с трехпольным севооборотом (ярь, озимь и пар). Увеличивается у них число лошадей и волов, поскольку расширяется запашка. Больше рабочего скота - больше навоза на полях; растет, хотя и медленно, урожайность. Сельские жители, помимо основных занятий, промышляли охотой, рыбной ловлей, бортничеством и др. Культура земледельческого, промыслового труда распространялась на не освоенные ранее места.
Города тоже медленно восстанавливаются. Возрождают свое мастерство кузнецы, специалисты по производству оружия, доспехов (лучники, бронники), литейщики и ко-локольники, кожевники и сапожники, гончары и каменщики, плотники и иконники. Появляются новшества - литье пушек (впервые об их использовании упоминается в русских летописях под 1382 г.), чеканка серебряной монеты (со второй половины XIV в., в следующем столетии «серебряные ливцы» работали более чем в 20 городах).
Города служили центрами торгового обмена. На рынок работали ремесленники Москвы, Новгорода, Пскова, Твери и иных городов. В сельских районах преобладал местный обмен - между отдельными селениями; иногда крестьяне со своими продуктами выезжали в более отдаленные волости, города, торгово-промышленные поселения. Обширную торговлю вели монастыри - Троице-Сер-гиев, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Симонов и др.; они везли в разные княжества на продажу соль, рыбу, хлеб, покупали нужные товары в городах.
Большая часть городских «торгов» - рынков - имела по преимуществу местное значение; другие - значение областных рынков (Новгород Великий, Псков, Москва, Тверь, Нижний Новгород, Рязань). Так развивались, усиливались экономические связи между княжествами, что способствовало тяге к объединению. Купцы и князья боролись за обладание торговыми путями по Волге, Оке, Дону, что сталкивало интересы московских, тверских, рязанских и иных купцов. Торговали русские купцы с Золотой Ордой и Средней Азией, Закавказьем и Крымом, Византией и Италией, Литвой и странами Северной Европы. Трудности и помехи, создаваемые для Руси в торговых делах иноземными соседями, тоже диктовали курс на объединение, централизацию. |
Крестьяне и холопы . В положении сословий появилось немало нового. Все больше общинных, черных земель переходило к князьям, боярам, церкви путем захватов, дарения, купли-продажи. Так, московский великий князь Иван Калита имел более 50 сел с угодьями, а его праправнук Василий Темный - уже более 125 сел. Преимущественная форма землевладения феодалов - вотчина связана с безусловным правом передачи земли по наследству, купли-продажи (в первую очередь родственниками вотчинника).
Наряду с ней появляется условное землевладение - поместье, т. е. земля, которую князь дает своим дворцовым или военным слугам в награду и под условием выполнения определенных обязанностей, повинностей.
Строительство монастыря. Миниатюра из летописи
Так появляются помещики, известные под разными названиями еще в домонгольской Руси.
Крестьян по старой памяти называли «люди», «сироты», «смерды». Все чаще сельских жителей зовут «христиане». Правда, до XV в. этим словом называли также и горожан. Но затем это наименование в форме «крестьяне» стали применять только к сельскому населению.
Крестьянин, «сидевший» на земле с трехпольным севооборотом, имел ее в среднем 5 десятин (десятина - 1,1 гектара) в одном поле, 15 десятин в трех полях. Богатые крестьяне «брали в наем» дополнительные участки у вотчинников, в черных волостях; бедные крестьяне нередко не имели ни земли, ни двора (последние жили на чужих дворах и назывались «подворниками», «захребетниками»).
Крестьяне, жившие на землях вотчинников и помещиков, несли барщинные повинности на владельцев земли - распахивали и засевали их землю, снимали урожай, косили сено, ловили рыбу и добывали зверей. В счет оброка вносили продукты - мясо и сало, овощи и фрукты, многое другое.
С XV в. владельцы начали стеснять крестьян в их старинном праве перехода к другому владельцу. В разных местах вводятся определенные дни для такого перехода, приуроченные ко времени окончания уборочных работ.
Холопов звали «полными людьми» или просто «людьми». Они составляли собственность своих господ, которые могли их продать и купить, подарить и передать в приданое, по наследству. Убийство холопа господином закон расценивал как грех, а не преступление. Часть холопов исполняла обязанности прислуги в домах, на дворах владельцев («дворовые», «дворня»), другие - работали на барской пашне («страдники»), третьи - управляли отдельными отраслями хозяйства («приказные люди» - тиуны, ключники, посольские). Наконец, имелись военные холопы, ходившие с барином в походы.
Часть холопов служила господам до их кончины, другие - определенный срок «по ряду» (договору), третьих передавали по наследству. Некоторых холопов владельцы «сажали» на землю, и они сближались по положению с крестьянами - им давали участки пашни, сенокоса, скотину.
Власти и феодалы смотрели на переходы крестьян во время полевых работ на другие земли как на побеги, боролись с ними. Крестьяне же протестовали против захватов их земель, передачи боярам, монастырям, дворянам, против увеличения норм барщинных работ и оброчных взносов.
Ремесленники и купцы . Ремесленники, жившие в городах, различались по своему имущественному положению. Среди них были богатые владельцы отдельных дворов, больших мастерских, были и мелкие кустари, едва сводившие концы с концами, нередко закабалявшиеся в холопы. Среди купцов наиболее богатыми являлись «гос-ти-сурожане» (торговали с городом Сурожем (Судаком) в Крыму, другими южными городами) и «суконники» (вели торговлю, в частности, сукном с западными странами). Они имели богатые хоромы в городах, строили на свои деньги церкви. Основную массу купцов составляли мелкие торговцы.
Ремесленники собирались в артели или дружины (иконописцев, плотников, каменщиков и т. д.), держали учеников. Жили они нередко в пределах одной «улицы» или «конца», «ряда» или «сотни», имели свои церкви, обладали судебными правами («братчины», «обчины» ремесленников при церквах). Это были своего рода ремесленные объединения, напоминавшие в некоторой степени цехи Западной Европы.
Купцы тоже имели свои объединения, или корпорации, на манер европейских гильдий. Они строили свои храмы (например, церковь Иоанна Златоуста московских «гостей-сурожан», церковь Ивана Предтечи на Опоках новгородских торговцев воском). В них хранились купеческие товары, меры длины и веса и т. д.
Торговцы и ремесленники жили на посаде, близ крепости, кремля, где их «сажали», т. е. селили, князья и бояре; отсюда идет их именование - посадские люди. Они составляли незначительную долю населения Руси, но играли существенную роль в хозяйственной и политической жизни всех княжеств. Посадские люди давали деньги на строительство, на всякие чрезвычайные расходы, нередко ссужали деньгами, и немалыми, правителей.
Заинтересованные в мире и спокойствии, они, как и крестьяне, поддерживали тех князей, которые добивались объединения русских земель, прекращения бесконечных усобиц, выступали против Орды.
Во время волнений посадские люди громили дворы богатых бояр и купцов, поскольку те захватывали в городах земли, дворовые места, слободы, превращали в холопов городских жителей.
Города стали центрами ересей, проникших на Русь в XIV-XV вв. Еретики отрицали церковные догматы (например, о непорочности зачатия Иисуса Христа), таинства и обряды (причастие, исповедь, заупокойные молитвы), иконы. Самыми известными еретиками XIV в. являлись новгородские стригольники (о происхождении этого названия среди историков нет единого мнения). Противники обвиняли их в том, что во время пожара в городе они запирали в церквах двери, чтобы нельзя было выносить иконы и прочие святыни, грабили церковное имущество. Стригольники считали, что церковную службу могут проводить сами миряне, выступали против приобретения церковью земель и другого имущества. Подобные же взгляды, в известной степени рационалистические по своему содержанию, высказывали еретики Твери, Ростова Великого, Пскова, позднее - Москвы.
Вопросы и задания:
- К каким результатам привело монголо-татарское нашествие на Русь и иноземное владычество, установившееся над русскими землями?
- Что свидетельствует о подъеме хозяйства Руси, происшедшем в XIV-XV вв.?
- Охарактеризуйте основные общественные группы Руси изучаемого времени. К каким выводам о жизни страны, устройстве государства можно подойти на основании изучения социальной структуры того времени?
- Какие предпосылки объединения русских земель проявляются в условиях развития и укрепления хозяйства?
- Какие общественные группы и почему были заинтересованы в объединении?
(1) Подсека - система земледелия, при которой вырубается участок леса, подсохшие деревья сжигаются, на удобренном золой участке высевается зерно. Участок используют до истощения почвы; потом, забросив его, вырубают новый участок и т. д.
(2) Перелог - при этой системе поле засевают несколько лет подряд, затем оно несколько лет отдыхает, потом снова распахивается и т. д.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУРАКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ПАРАНЬГИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
Методическое объединение учителей гуманитарного-эстетического цикла
История
Технологическая карта и план-конспект урока
10 класс
Тема урока:
Выполнил: Гордеев В.М.
учитель истории и обществознания первой квалификационной категории
Проверил: Золотарева С.Я.
Руководитель ШМО учителей гуманитарного-эстетического цикла
с.Куракино
2013
ФИО: Гордеев Василий Михайлович
Место работы: МБОУ «Куракинская средняя общеобразовательная школа», Параньгинский район, Республика Марий Эл
Должность: учитель истории и обществознания
Предмет: история
Класс: 10
Тема урока: «Хозяйство Руси и положение различных групп общества в 14-15вв.»
УМК: 1. А.Н.Сахаров, В.И.Буганов. История России с древнейших времен до конца 18в. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005
2. Компьютерная презентация
Технологическая карта урока
ОБЩАЯ ЧАСТЬ Учитель (окая по старославянски): Здравствуйте отроки мои дорогие. Есть ль среди вас князья и княгини, бояре и боярыни, суконники и кустари? Аль среди вас есть христиане-захребетники с холопами-дворовыми и страдниками? Иль к нам пожаловали тиуны с рядовичами и люди посадские? Здравия я вам всем желаю и прошу садиться. - Из данной речи какие слова вам неизвестны? - Вот мы с вами сегодня пройдем новую тему урока и узнаем-кто же они на самом деле? - Но прежде мы повторим ранее изученный вами материал, ведь повторение – мать ученья.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Информационная карта урока
Структура и ход урока
Организационный момент. Мотивация учащихся. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.
Учитель (окая по старославянски): Здравствуйте, отроки мои дорогие. Есть ль среди вас князья и княгини, бояре и боярыни, суконники и кустари? Аль среди вас есть христиане-захребетники с холопами-дворовыми и страдниками? Иль к нам пожаловали тиуны с рядовичами и люди посадские? Здравия я вам всем желаю и прошу садиться.
Слайд №2
Учитель : Из данной речи какие слова вам неизвестны? (ответы учащихся)
Учитель : Как вы думаете, какую проблему мы с вами будем решать на уроке? (примерный ответ: Мы на уроке должны узнать – кто же такие данные люди и чем они занимались)
Повторение ранее изученного материала.
Учитель : Но прежде мы повторим ранее изученный нами материал, ведь повторенье – мать ученья.
Слайд №3
Учитель : Сопоставьте, пожалуйста, участников военных походов с датами.
(ответы учащихся учитель проверяет по щелчку мыши). А теперь скажите пожалуйста, в чем вы видите причины успеха Александра Невского в его победах? (примерные ответы учащихся:
Слайд №4
Невская битва: узнав о появлении шведов Александр с дружиной и ополчением стремительно подошел к Неве.Несмотря на малочисленность своих войск Александр неожиданно атаковал противника, стремясь отрезать его от кораблей.Среди шведов началась паника и вскоре они были разбиты.
Слайды №5,6,7,8,9
Ледовое побоище: В 1242г. на русские земли обрушился новый противник- рыцари Тевтонского ордена. Они овладели Псковом из-за предательства местного посадника и стали готовить вторжение на земли принадлежавшие Новгороду. Рыцари особым образом строили свое войско- их боевой порядок напоминал свинью. В центре и по бокам стояли тяжело вооруженные всадники, сзади- легкая конница и в центре- тяжеловооруженная пехота. Противника окружали, прорвав его строй.
Решающая битва с Орденом состоялась 5 апреля 1242 года на Чудском озере. Зная тактику рыцарей Александр вывел дружину на лед. Прямо у крутого берега он поставил свой обоз. Перед ним выстроились основные силы- княжеская дружина. На флангах расположились полки правой и левой руки. И на правом фланге Александр спрятал засадный полк. Перед дружиной расположились лучники. Битва началась с атаки рыцарей в центр новгородского войска. «Свинья» прорвала новгородский строй, казалось победа близка, но тут рыцари уперлись в крутой берег, а развернуться им мешали телеги из обоза. Воспользовавшись остановкой противника Александр отдал приказ перейти в наступление полкам правой и левой руки, а вскоре удар нанес и засадный полк. Крестоносцы не ожидавшие такого поворота событий дрогнули. Вскоре их отступление превратилось в паническое бегство. В добавок ко всему лед не выдержал их тяжести и стал трескаться.)
Учитель : Правильно. Другими словами А.Невский сильные стороны противника превратил в слабые, или же вовсе против них же самих.
Это всем нам хороший пример, который пригодиться в жизни - умение находить выход из трудных положений.
3. Изучение нового материала.
Учитель : А теперь давайте перейдем к нашей теме.
Слайд №10
Учитель : В качестве эпитета я хочу вам в пример эпитет Марка Туллия Цицерона древнеримского государственного деятеля: «О tempora! О mores!» (О, времена! О, нравы). Какие же были времена в хозяйственной жизни нашей страны и нравы, положение различных социальных групп в 14-15 веках?
Как вы знаете – Русь в 14-15вв. находилась в зависимости от монголо-татар. А все началось с Батыева нашествия. Найдите, пожалуйста в учебнике где говориться об итогах Батыева нашествия? (Плано Карпини-папский посол в Монголию: татары «произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей... Когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавших на поле».
Некогда многолюдный Киев «сведен почти ни на что: едва существует там двести домов; а людей... держат они в самом тяжелом рабстве» Слайд №11).
Учитель : Какие же нравы были у монголо-татар? Перед вами свидетельство Плано Карпини о нравах татар. Прочитайте и распределите их в 2 столбца. Слайд №12
Словопрения между ними бывают редко или никогда, драки же никогда, войн, ссор, ран, человекоубийства между ними не бывает никогда...
вначале, правда, они льстивы, а под конец жалят, как скорпион. Одни достаточно чтут другого, и все они достаточно дружны между собою.
Взаимной зависти у них, кажется, нет.
Они коварны и обманщики и, если могут, обходят всех хитростью.
Женщины их целомудренны, и о бесстыдстве их ничего среди них не слышно...
Раздоры между ними возникают или редко, или никогда.
По сравнению с другими людьми они очень вспыльчивы и раздражительного нрава, и также они гораздо более лживы, чем другие люди.
Учитель : По каким признакам вы распределили данные высказывания? (примерный ответ: Положительные и отрицательные нравы) Слайды №13-14
Более двух веков наша страна была в зависимом положении от монголо-татар. Вот как описывает выдающийся русский поэт А.С.Пушкин уб участи России: ( Слайд №15) «России определено было высокое предназначение... Ее необозримые равнины поглотили силу монголов… и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией...»
Если в то время в Западной Европе возводились готические здания, переписывались рукописи и сочинения, то на Руси до конца 13в. прекратилось каменное строительство, заглохли некоторые ремесла, составление летописей, переписка рукописей. Но, несмотря на это, жители Руси брались за дела – отстраивали избы, распахивали заброшенную пашню, налаживали промыслы…
(перед началом групповой работы возможно проведение физкультминутки)
Ребята, давайте мы с вами дальнейшее занятие построим следующим образом: разделимся на группы и каждая группа будет выполнять задания. Используя учебник ответьте на вопросы и совместно составьте маленький доклад для выступления. Слайд №16
1 группа: Как шло восстановление сельского хозяйства и городов Руси?
2 группа: Опишите положение крестьян и холопов?
3 группа: Опишите положение ремесленников и купцов?
4. Закрепление.
(Выступления и дополнения учащихся по заданным вопросам)
Примерные ответы:
Слайд №17
Восстановление крестьянских хозяйств:
Стали обрабатывать заброшенные в годы нашествия поля
Появлялись новые участки («чисти», «сечи»)
Наряду с подсекой и перелогом шире применяли трехпольный севооборот
Рост урожайности
Охота, рыбная ловля, бортничество и др.
Слайд №18
Восстановление городов:
Возрождают свое мастерство: кузнецы, оружейники, литейщики, кожевники, сапожники, гончары, плотники, каменщики, иконники.
Новшество: литье пушек, чеканка серебряных монет.
Города – центры торговли
Развитие экономических связей между княжествами
Слайд №19
Крестьяне и холопы:
Крестьян называли «люди», «сироты», «изорники», «смерды», «христиане». В 15в. стали называть «крестьяне».
Крестьян, которые не имели ни земли, ни двора называли подворниками и захребетниками.
Крестьяне платили налоги (оброк) и несли повинности (барщина)
Холопов звали «полными людьми». Они составляли собственность своих господ.
Холопы делились на:
Дворовых, исполняющих обязанности прислуги
Страдников, работавших на барской пашне
Приказных людей (тиуны, ключники, посельские), управляющих отдельными отраслями хозяйства
Военных, ходивших с барином в походы
Причины частых погромов сел бояр крестьянами и холопами:
Захват земель и передача их боярам, монастырям, дворянам
Увеличение налогов и повинностей
Ремесленники и купцы:
Торговцев и ремесленников называли «посадские люди», из-за того, что они жили на посаде, близ крепости, где их «сажали» князья и бояре. Они играли существенную роль в хозяйственной и политической жизни: давали деньги на строительство, на всякие чрезвычайные расходы властей, нередко ссужали деньгами правителей.
Во время волнений посадские люди громили дворы богатых бояр и купцов в городах, поскольку те захватывали в них земли, дворовые места, слободы, кабалили городских жителей.
Нужно отметить неодинаковое положение ремесленников в городах - среди них были богатые владельцы отдельных дворов, больших мастерских, были и мелкие кустари, едва сводившие концы с концами, нередко закабалявшиеся в холопы.
Среди купцов наиболее богатыми являлись «гости-сурожане» (торговали с городом Сурожем (Судаком) в Крыму, другими южными странами) и «суконники» (вели торговлю, в частности, сукном с западными странами). Они имели богатые хоромы в городах, строили на свои деньги церкви. Основную массу купцов составляли мелкие торговцы.
5.Рефлексия. Слайд №20
Учитель: Спасибо всем за работу и ваши выступления. А сейчас я попрошу высказаться что у вас получилось на данном уроке и что не получалось.
6.Домашнее задание: Слайд №21
Учитель: Задание на дом. Используя матералы учебника ответить на вопрос: к акие общественные группы и почему были заинтересованы в объединении?
Русские политические институты киевского периода основывались на свободном обществе, в рамках которого не было непреодолимых барьеров между различными социальными группами свободных людей, не существовало наследственных каст или классов, и было еще легко выйти из одной группы и оказаться в другой. О наличии в России в это время социальных классов, на наш взгляд, можно говорить условно.
Основные социальные группы этого периода:
1) Высшие классы - князья, бояре и другие собственники больших земельных имений, богатые купцы в городах.
2) Средний класс - купцы и мастера ремесленники (в городах), владельцы средних и небольших имений (в сельской местности).
3) Низшие классы - беднейшие ремесленники и крестьяне, заселявшие государственные земли. Кроме свободных людей в Киевской Руси существовали также полусвободные и невольники.
Рассмотрим подробнее все вышеназванные социальные группы.
На вершине социальной лестницы находились князья во главе с великим князем киевским. С середины XI в. на Руси появляются удельные княжества - «отчины» отдельных князей. Это, например, Черниговское, Переяславское, Смоленское и другие княжества. «Отчины» были собственностью всего княжеского рода. Они наследовались в соответствии с «очередью».
Представления о политическом строе Киевской Руси в которых общинно-вечевая власть отрывается от княжеской власти и, таким образом противопоставляются друг другу,на наш взгляд, неправомерны, поскольку этим разрушается единство социальной структуры киевского общества, а княжеско-дружинная знать оказывается в изолированном от земской среды положении, тем самым превращаясь в некую замкнутую надклассовую социальную категорию. Предполагается рассматривать вече и князя в Киеве в рамках единой социально-политической целостности, где вече – верховный орган власти, а князь - олицетворение высшей исполнительной власти, подотчетной, подчиненной вечу. Князь, будучи главой общинной администрации, в то же время сам представлял собой общинную власть, выполняя разнообразные функции. Вот почему князь являлся необходимым элементом социально-политической структуры. В XI-начале XII вв. шел процесс образования республики, а не монархии. Республиканские порядки сложились в Киеве несколько раньше, чем даже в Новгороде, республиканский строй которого незаслуженно признан современной историографией феноменальным явлением в Древней Руси. Разумеется, великий князь как институт таил в себе потенциально монархические качества и свойства. Но для того, чтобы они получили «выход» и возобладали, необходимы были иные социальные и политические условия. Эти условия возникли за пределами древнерусского периода отечественной истории.
Кроме княжеских бояр - воевод, наместников областей, существовала и родотеменная аристократия - «нарочитая чадь»: дети бывших местных князей, родовые и племенные старейшины, родня первых двух групп. Они тоже ходили в заморские походы с киевскими князьями, но были тесно связаны с определенной территорией, на которой испокон века стояли их укрепленные городища с богатыми угодьями.
В целом, бояре были разнородной по своему происхождению группой. Основу ее составляли потомки старой клановой аристократии антов. Некоторые из бояр, особенно в Новгороде, произошли из купеческих семей. С ростом княжеской власти в Киеве важным фактором формирования класса бояр стало княжеское окружение. Дружина включала норманнов и славян, а также рыцарей и искателей приключений других национальностей, таких как осетины, черкесы, мадьяры и турки, - тех, кто жаждал воинской славы и богатства под знаменем киевского князя.
В IX-Х купцы были тесно связаны с княжеской властью, поскольку собиравшие дань князья сами организовывали торговые экспедиции по сбыту дани в Царьграде или на Востоке.
Позднее появились и «частные» купцы. Значительная их часть являлась мелкими торговцами (по типу позднейших коробейников). Богатые купцы осуществляли большие операции внутри и за пределами Руси. Менее богатые купцы основывали собственные гильдии или соединялись в семейные компании.
Ремесленники каждой специальности обычно селились и торговали на одной улице, формируя собственное объединение или «уличную» гильдию. Иными словами, ремесленники объединялись в профессиональные группы того или иного типа, которые позже стали известны как артели.
С ростом церкви появилась новая социальная группа, так называемый «церковный народ». К этой группе принадлежали не только духовенство и члены их семей, но и члены разного рода благотворительных учреждений, поддерживаемых церковью, а также освобожденные рабы. Русское духовенство делилось на две группы: «черное духовенство» (то есть монахи) и «белое духовенство» (священники и дьяконы). По византийским правилам в русской церкви в епископы посвящались только монахи. Вопреки практике римской церкви русские священники обычно избирались среди желающих.
Свободное население Руси обычно именовалось «люди». Основную его массу составляли крестьяне. В сельской местности традиционная большая семья-община (задруга) постепенно сменилась более мелкими семьями и индивидуальными собственниками земли. Даже если несколько соседей владели землей сообща, каждый разрабатывал свой участок индивидуально.
В дополнение к землевладельцам общинникам была еще группа крестьян, сидевших на государственных землях, известных как смерды. Это были пока еще свободные люди, находившиеся под особой защитой и особой юрисдикцией князя. За пользование наделом они платили натурой оброк и выполняли работы: извоз, строительство или ремонт домов, дорог, мостов. Кроме того, они должны были платить государственный налог (так называемую «дань»), которую не выплачивали ни жители города, ни землевладельцы среднего класса. Если у смерда не было сына, земля возвращалась князю. Как отмечает Б.А. Рыбаков, древнерусские смерды XI-XII в.в. обрисовываются как значительная часть полукрестьянского феодально-зависимого населения Киевской Руси. Смерд был лично свободен. Вместе с семьей он вел свое хозяйство. Князь давал смерду землю при условии, что тот будет работать на него. В случае смерти смерда, не имеющего сыновей, земля возвращалась к князю. За свое право владения самостоятельным хозяйством смерд платил князю дань. За долги смерду грозило превращение в феодально-зависимого закупа. С развитием феодализма роль смердов в Киевской Руси уменьшалась. Следует отметить, что источники очень мало сообщают сведений о смердах. Исходя из всего вышесказанного, можно предположить следующее: смерды – особый разряд закрепощенного сельского населения, которые могли подразделяться на феодально-зависимых и лично-свободных, либо смерд - это рядовой свободный гражданин, поскольку везде выставляется Русской Правдой как неограниченный в своей правоспособности человек.
К зависимой категории крестьянства относились закупы - люди, взявшие купу (в долг). Если удавалось вернуть купу, выплатив при этом резы (проценты), человек становился опять свободным, если нет - холопом. В вотчине работали на барской запашке или в доме господина под надзором рядовичей (Рядовичи - люди, поступившие на службу по «ряду» - договору). Основным источником для изучения закупничества является Русская Правда Пространной редакции. Закуп - это человек, попавший в долговую кабалу и обязанный своей работой в хозяйстве заимодавца вернуть полученную у него купу. Он исполнял сельские работы: работал на поле, ухаживал за господским скотом. Феодал предоставлял закупу земельный надел, а также сельскохозяйственные орудия и рабочий скот. Закуп был ограничен в своих правах. Прежде всего это касалось права ухода от «господина», но закупа запрещалось продавать в холопы. Закуп мог выступать в суде в качестве свидетеля по незначительным делам, обращаться в суд на своего господина. Рост закупничества был связан с развитием частного землевладения.
Самыми бесправными членами общества были холопы и челядь. Рабство в Киевской Руси было двух родов - временным и постоянным. Последнее, известное как «полное рабство», было наследственным. Главную массу временных рабов составляли военнопленные. В конце концов военнопленные получали освобождение за выкуп. Если кто-то не был способен его оплатить, то оставался в распоряжении захватившего его, а то, что он заработает, засчитывалось в счет выкупа. Когда набиралась вся сумма, военнопленный освобождался. Полные рабы считались имуществом своего хозяина и могли покупаться и продаваться. Некоторые из них использовались в семейном ремесле, остальные работали в поле. Были случаи, когда рабы-ремесленники достигали определенного уровня искусства и постепенно становились способными уплатить за свою свободу. С другой стороны, если свободный человек терял свою собственность в результате набега степных кочевников или по другой причине и оказывался в отчаянном положении, он мог отдать себя в рабство (этим актом он, конечно, исключал себя из рядов граждан). Он имел и другой выбор: занять деньги под работу на своего кредитора и выплачивать ему. Это делало его «полусвободным», временно связанным со своим кредитором. Если ему удавалось выполнить свои обязательства, его гражданские права восстанавливались; если он нарушал соглашение и пытался скрыться от своего хозяина, он становился рабом последнего.
В Киевской Руси несвободной частью населения были рабы. В X-XII в.в. рабов-пленников называли «челядь». Они были полностью бесправны. Люди, ставшие рабами по другим причинам, назывались холопами. Источниками холопства являлись: самопродажа, женитьба на рабе «без ряду», вступление «без ряду» в должность тиуна или ключника. В холопа автоматически превращался сбежавший или провинившийся закуп. За долги в рабство могли продать обанкротившегося должника. Холоп в отдельных случаях был наделен некоторыми правами. Так, будучи боярским тиуном, он мог выступить в суде в качестве видока - свидетеля. Широкое распространение получило долговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. В некоторых вотчинах были и так называемые пашенные холопы, посаженные на землю и обладавшие собственным хозяйством.
Изгои - это люди «изжитые», выбитые из привычной колеи, лишенные прежнего своего состояния. Устав князя Всеволода (1193 г.) называет изгоев «людьми церковными, богадельными», о которых должна заботиться церковь. В действительности массу их составляли феодально-зависимые люди, попадавшие со временем в кабалу церковным и светским феодалам. Значительный контингент феодально-зависимых изгоев формировался за счет выкупившихся на волю холопов. Они, как правило, не разрывали связи с господином и оставались под его властью. Однако были случаи, когда освободившийся холоп уходил от своего хозяина. Такие изгои-вольноотпущенники, порвавшие со своими прежним господином, попадали обычно в зависимость от церкви. Наряду с ними встречались изгои - выходцы из свободных слоев древнерусского общества. Источники в качестве феодально-зависимого населения называют также отпущенников, задушных людей, пращенников и вотчиных ремесленников.