Пропаганда зож в деятельности социально ориентированных нко. В здоровом теле… Как врачи и население оценивают пропаганду ЗОЖ Пропаганда за здоровый образ жизни

Разделы: Внеклассная работа

Здоровый образ жизни.

Профилактическая работа в школе.

1. «Правильное питание»

2. «Здоровое поколение – здоровье нации»

Профилактика курения.
Профилактика алкоголизма и наркомании.
Профилактика СПИДа.
Основные направления профилактики в школе:
Анализ анкетирования на тему: «Курение»
Анализ ситуации по табакокурению
Анализ анкетирования на тему: «Алкоголь»
Сравнительный анализ причин употребления и альтернатив употребления наркотиков подростками.
Анализ анкетирования по вопросам ВИЧ/СПИДа.
Закон «О предотвращении распространения на территории РФ заболевания, вызываемого ВИЧ

3. «Твой выбор».

Заключение.

Литература.

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности.

Низкий уровень нравственной культуры населения ведет к росту социально опасных явлений, масштабы которых увеличиваются в геометрической прогрессии.

Увлечение наркотиками, особенно среди молодежи, достигло критического уровня. Преступность и насилие – наиболее очевидные результаты их распространения. Не менее серьезными последствиями употребления наркотиков являются безнравственность, незаконченное образование и разрушение жизни.

Растет среди подростков и употребление алкоголя, поскольку алкоголь легко доступен и его употребление приемлемо в обществе.

Порой спрашивают, а с какого возраста следует вести пропаганду ЗОЖ? Профилактику вредных привычек родителей-задолго до появления ребенка на свет. Первые же понятия по ЗОЖу ребенку необходимо прививать с возраста, когда он начинает активно познавать мир, т. е. с 2-3 лет. И этот процесс должен непрерывно продолжаться всю человеческую жизнь. Именно со школы, а еще лучше в дошкольном учреждении должен закладываться фундамент трезвого поколения.

В последние годы у детей все чаще появляются неврозы, все чаще дети не могут справиться со школьными трудностями, с конфликтными ситуациями. Не научившись справляться со стрессом, не умея выражать и принимать себя и свои чувства, дети прибегают к деструктивным формам поведения, попадая в криминальные группировки, приобщаясь к употреблению психоактивных веществ. На учете в наркологических диспансерах находятся дети 8-9 лет. Младший школьный возраст считается непроблемным, в литературе ему мало уделяется внимания и не придается особенного значения в области профилактики отклоняющегося поведения и употребления наркотиков и алкоголя. Но именно в этом возрасте формируются многие физиологические и психические особенности ребенка. В зависимости от того, как пройдет этот период, зависит его дальнейшая жизнь.

Младший школьный возраст - это период интенсивного усвоения самых разных правил, не только учебных, но и общественной жизни. Всю информацию, которую дети этого возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки. Кроме того, дети этого возраста наиболее восприимчивы к тому, что им говорят взрослые. Поэтому профилактику отклоняющегося поведения и злоупотребления психоактивными веществами необходимо проводить уже в младшем школьном возрасте, еще до того как дёти приобретут дезадаптивные формы поведения и начнут употреблять алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества. Детям важно, как они приобретают новые знания. Если этот процесс будет навязанным и вынужденным, дети не усвоят новой информации. Обучение должно приобрести личностный смысл, быть не просто сухой формулой, а живым источником.

Профилактическую работу с подростками необходимо вести очень тонко, без раскрытия технологии изготовления и применения того или иного наркотика, (о том, где и как произрастают наркотические растения, как изготовляют наркотики, как их применяют, их внешний вид и т. д.). Такая информация может спровоцировать их на опробование наркотиков и других отравляющих веществ

Работу проводить дифференцированно, без запугивания или риска. Известно, что подростки считают всякий риск вполне естественным, а запугивание без глубокого разъяснения проблемы дает эффект порой сиюминутный

Необходимо говорить о непредсказуемости наркомании и токсикомании, о том, что наркотический взрыв может быть моментальный с первого пригубления, вдыхания или укола, говорить не просто о физиологии в целом, а конкретно о влиянии наркотика на мозг: о том, что процессы, происходящие в организме после приема наркотика, во многом аналогичны тому, что происходит при психических расстройствах. Показать, что потребление наркотиков, алкоголя и табака сейчас немодно и крайне вредно влияет на спортивные возможности юноши, на внешность девушки. Подчеркнуть в беседе, что наркоман или токсикоман - это автомат, робот, управляемый наркотиком и прочими ядами. Раскрывая перед учащимися опасность потребления алкоголя, основное внимание следует сконцентрировать на том огромном ущербе, который наносят пьянство и алкоголизм экономике страны, производительности и качеству труда, работоспособности людей.

Необходимо убеждать подростков в том, что жизнь может предоставить им много интересного, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций. Вовлекать подростков в общественную деятельность, которая потребует от них выработки положительных качеств, будет способствовать профилактике отклоняющегося поведения. Задача учителя - из просвещенного подростка воспитать социально неравнодушную личность, которая в любой ситуации сможет противостоять наркомании.

Профилактическая работа в школе

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ивановская средняя общеобразовательная школа» расположена в Ступинском районе Московской области. Школа сельская, поэтому имеет свою специфику, одной из которых является большая роль педагогического коллектива не только в обучении, но и в воспитании, так как родители большей частью работают вне пределов села, возвращаются домой уже поздно и заняты, прежде всего, проблемой зарабатывания денег. Многие современные родители не уделяют достаточного времени общению со своими детьми, не обладают достаточным уровнем психолого-педагогической и правовой культуры. Они не могут оказать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку в результате чего, подростки оказываются одинокими и психологически беспомощными в связи с утратой связи с родителями.

Среди населения велика доля равнодушия, нейтральности и терпимости к происходящим вокруг негативным явлениям, родители очень часто подвержены ошибочной иллюзии, состоящей в уверенности в том, что беда наркомании не может коснуться их ребенка. Это в какой-то степени отражает эффект «привыкания», а в некоторых случаях осознания собственного бессилия в борьбе не просто с наркоманией, а в борьбе за физическое и психическое здоровье конкретного близкого, родственника, друга, знакомого.

В школе обучается 123 чел, неполные семьи – 31, многодетные семьи -8 – 15 чел, опекаемые – 1, малообеспеченные семьи – 37, стоят на ВШУ – 9 чел, неблагополучные семьи, стоящие на учёте КДН и ЗП – 3..

В антиалкогольной работе школы принимают участие все члены педагогического коллектива, независимо от предмета, который они ведут,- здесь для каждого есть достаточно обширное поле деятельности. Стремимся к расширению социальных связей - подключаем к этой работе родителей учащихся, сотрудников ОДН ГУ ОВД, КДН и ЗП,. специалистов организаций, проводящих профилактическую работу («Оптималист Подмосковья», кризисный центр «Надежда»). Главное – это объединение образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение общего результата:

  • снижение спроса и, следовательно, распространенности наркотиков среди детей и молодежи и вовлечения их в наркогенную ситуацию и субкультуру;
  • снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкоголизмом;
  • снижение медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ).

Остановить поток негативных явлений среди подростков, считаем возможным через возрождение нравственных идеалов, которые помогают человеку определить свою жизненную позицию, и через широкую пропаганду здорового образа жизни.

Одним из основных направлений деятельности школы является профилактика социально опасных явлений и формирование здорового образа жизни.

Цель: поднятие престижа нравственных ценностей и здорового образа жизни в подростковой среде.

В школе накоплен определенный положительный опыт по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, наркомании, ВИЧ-инфекции и других социально опасных явлений, по формированию ЗОЖ среди учащихся и их родителей.

Администрация школы тесно взаимодействует с различными ведомствами системы профилактики.

Так, например, в начале каждого учебного года планируется совместная с ОДН ГУ ОВД деятельность по организации профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.

В школе создана система сбора, обработки, хранения информации, в том числе оперативной, по различным категориям учащихся и их семьями, а также направлениям профилактической деятельности (занятость, оздоровление учащихся и т.д.).

Профилактическая работа начинается с ликвидации факторов риска. В самом начале обучения изучаются семьи школьников, выявляются преобладающие в них взгляды на наркотические вещества и особенности «антинаркотического» поведения и воспитания. В результате можно уже заранее предвидеть, кто из школьников может стать своеобразным лидером среди ребят. Начало употребления никотина и алкоголя подростками,- явный признак ненормального развития личности. Здесь может быть две причины:

  1. воспитание окружающими (обычно взрослыми) у подростка некритического отношения к наркотическим веществам как к естественному, допустимому, желательному и даже необходимому компоненту жизни;
  2. недостаточно сформированная у школьника потребность в обучении, утрата им этой потребности, отчуждение от школы и как итог-переход из школьного коллектива в среду уличных компаний.

Кроме отсутствия потребности в учебе, существует целый ряд обстоятельств, способствующих приобщению подростка к наркотическим веществам. Общей предпосылкой к отклонениям в поведении в подростковом и юношеском возрасте, в том числе и к такой разновидности наркотизации, как потребление алкоголя, является незрелость личности. В подростковом возрасте чрезвычайно сильны стремление к самоутверждению, как среди сверстников, так и в общении с взрослыми, склонность к подражанию, протесту против опеки старших. Создается ситуация, когда подросток стремится жить «по взрослому», не имея для этого опыта, ни знаний. Он еще плохо ориентируется в разлнчных образцах социального поведения, не всегда выбирает для подражания лучшие. Так же обстоит и с взглядами на наркотические вещества. Подросток поневоле приобщается к доминирующему в его ближайшем окружении отношению к ним.

Особое внимание уделяется группе учащихся, имеющих отрицательные отклонения в своём поведении. Такие подростки общаются между собой ежедневно, проводя вместе по 6-8 часов.

Совместно с врачом амбулатории выявляются отклонения в здоровье школьника, в случае необходимости родителям рекомендуется показать ребёнка специалисту, в том числе и детскому психиатру.

В процессе сбора первичной информации мы получаем возможность выявить наиболее нуждающиеся в социальной и психолого-педагогической поддержке категории семей (инвалиды, многодетные, опекаемые, дети группы «риска», подростки, стоящие на ВШУ, внешнем (ОДН, КДН и ЗП), семьи, находящиеся в социально опасном положении и т.п.).

Имеется положительный опыт организации профилактической работы с учащимися. Действует Совет профилактики. Представители Совета учащихся школы приглашаются на заседания, ведут подшефную работу с неуспевающими детьми. Органы ученического самоуправления: создают общешкольное волонтерское движение (12 чел - учащиеся 7–11 классов), проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях.

В целях профилактики и пропаганды здорового образа жизни в школе введены программы:

  • «Правильное питание» в объёме 15 часов, за счёт занятий в группе продлённого дня.
  • «Здоровое поколение – здоровье нации» в объёме 12 часов в 5 классе и 8 часов в 6, 7 и 8 классах за счёт уроков ОБЖ, биологии и классных часов.
  • «Твой выбор» в объёме 8 часов в 10 и 11 классах за счёт классных часов.

Цели:

  • привлечение несовершеннолетних, прежде всего категорий, попавших в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности,
  • профилактика всех видов зависимости и пропаганда ЗОЖ
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся.
  • привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
  • создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами.

Задачи:

  • снижение уровня заболеваемости учащихся;
  • соблюдение валеологических требований на занятиях;
  • формирование у педагогов, учащихся и родителей здорового образа жизни;
  • формирование системы спортивно- оздоровительной работы;
  • проведение разъяснительной работы с несовершеннолетними на правовые темы,
  • организация совместной работы всех заинтересованных служб, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся,
  • профессиональная ориентация учащихся

Краткое обоснование

Статистические данные за последние три года показывают высокую заболеваемость детского населения в с. Ивановское. Анализ показал, что это обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, снижением уровня здоровья родителей и детей, наследственностью. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни.

В работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся принимают участие педагогический состав школы, работники Ивановской амбулатории, ЦГСЭН, организации, проводящие профилактическую работу и родители.

Ожидаемые результаты

  1. Снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста.
  2. Создание действующей системы работы с социумом села и другими организациями по формированию здорового образа жизни.
  3. Формирование здорового образа жизни в семье.
  4. Разработка и соблюдение валеологических требований на занятиях.
  5. Улучшение организации питания учащихся.
  6. Повышение уровня материально-технического оснащения школы.

Деятельность по реализации.

  • улучшение материально-технического обеспечения школы
  • использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; диагностика, коррекция и развитие учащихся;
  • соблюдение валеологических требований на занятиях (физкультминутки, подвижные перемены);
  • формирование системы спортивно-оздоровительной работы;
  • контроль за выполнением мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся;
  • контроль за инфекционными заболеваниями;

В начальной школе «Правильное питание» проводится в клубный час в группе продлённого дня.

Одной из главных задач государства является поддержание и укрепление здоровья населения, а также постоянная пропаганда здорового образа жизни. Уровень здоровья населения является показателем социально-экономического развития государства, именно поэтому необходимо усиление пропаганды здорового образа жизни. Здоровье людей, социальное и физическое, является той самой основой, которая обеспечит каждому конкретному человеку надлежащее качество жизни, а стране в целом – устойчивый социально-экономический рост.

Современное российское общество сталкивается с серьезными рисками в сфере здоровья. Статистика ВОЗ такова, что условно-здоровыми можно считать только 20% взрослого населения. Около 19% находятся в состоянии предболезни, а 22% имеют более двух хронических заболеваний, у оставшихся 38% организм находится в состоянии истощения, при котором он не может самостоятельно противостоять болезни. Если взять статистику по детям, то только 2% из всех выпускников можно считать абсолютно здоровыми. Также исследования ВОЗ показали, что здоровье человека на 50-55% зависит от образа жизни, на 20-23% - от наследственных факторов, на 20-25% - от факторов экологии и только на 8-10% - от медицины и здравоохранения.

Рис.1 Факторы оказывающие влияние на здоровье человека


В первую очередь это обозначает, что чем раньше вы начнете заботиться о своем здоровье, тем выше шанс прожить легкую, счастливую жизнь ни в чем себе не отказывая, а, также, не беспокоясь о покупке дорогих лекарств.

1)Формирование привычки правильного питания, которое включает отказ от пищи,

2)Формирование активной жизни, которая включает физические упражнения, пешие прогулки, пробежки на свежем воздухе, умеренное занятие спортом в соответствии с возрастными особенностями.

3)Снижение уровня стрессов, поддержание психологически уравновешенного состояния, умение регулировать эмоции, направлять психологический настрой на оптимизм. Во многом, на формирование этого поведения влияет социум, а также возможность гармоничного существования в нем.

4)Отказ от вредных привычек (алкоголь, наркотики, курение).

Под пропагандой здорового образа жизни понимается широкий спектр деятельности, включающий в себя проведение просветительских работ с населением, а также активное использование средств массовой информации. Обществу постоянно должны напоминать о том, чтобы они ответственнее относились к своему здоровью, а также располагали достаточными знаниями, для его поддержания и укрепления.

А для того чтобы люди могли укреплять свое здоровье необходимо обучать граждан здоровому образу жизни, постоянно напоминать о той роли, которую играет здоровье человека в его собственной жизни, и жизни всего общества. Поэтому PR-кампания по пропаганде ЗОЖ должна носить масштабный характер и использовать все средства массовой информации - печать, радио, телевидение и др.

Для эффективной пропаганды ЗОЖ необходимо использовать методы устной, печатной, наглядной и комбинированной пропаганды:

Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Он включает лекции, беседы, дискуссии, конференции, викторины;

Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, листовки, памятки, стенные газеты, буклеты, брошюры и т.п.;

Наглядный метод - самый многообразный по числу входящих в него средств. Их можно разделить на 2 группы: натуральные объекты и изобразительные средства (объемные и плоскостные);

Комбинированной метод - метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.

В каждом государстве залог успешного развития общества – это здоровье подрастающего поколения. Мы должны понимать, что формирование и сохранение здоровья детей носит социальную значимость для государства, так как от этой категории населения зависит здоровье нации.

Не стоит забывать, что пропаганду здорового образа жизни нужно начинать с семьи. Невозможно вырастить здорового ребенка с тягой к здоровому образу жизни, если родители пьют, курят и едят все подряд.

Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Важно помнить, что основная задача родителей не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма и его работоспособности.

Воспитание здорового образа жизни начинается с приучения к правильной организации режима дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности. Режим дня дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.

« Здоровые дети - здоровая нация!». (Рис 2) Именно под таким девизом прошли соревнования в Тверской области, направленные на пропаганду здорового образа жизни. Целью соревнования было привлечь детей и их родителей к занятиям физической культурой и спортом. В проведении мероприятия приняли участие представители общественной организации «Воркаут Тверь». (Рис 3) Школьники приняли участие в интерактивной программе, состоящей из различных игровых состязаний. Здоровый и активный образ жизни стали главным мотивом спортивной игры. Завершая соревнования, ребята единогласно подтвердили, что спортом нужно заниматься, так как спорт дает человеку общение, позитивный настрой и уверенность в своих силах.

Рис.2 Соревнования Тверской области « Здоровые дети - здоровая нация!».

Рис.3 Участники конкурса в Тверской области под девизом « Здоровые дети - здоровая нация!».

«Мама, Папа, Я - спортивная семья!» (Рис 4) Вот девиз еще одного спортивного мероприятия, целью которого было привить детям интерес к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропагандировать здоровый образ жизни, приобщать семьи к физкультуре и спорту, создавать эмоционально-положительный настрой в процессе совместной деятельности, воспитывать взаимовыручку, ловкость, силу. Мероприятие было проведено накануне Всемирного праздника Здоровья. Был приглашен ведущий, профессиональное жюри и клоун. Все это создавало легкую, приятную атмосферу, а присутствие родителей помогло детям не раскрепоститься. Спортивный зал в школе был обклеен призывными плакатами с пословицами и поговорками о здоровье. Дети читали стихи, участвовали в спортивных соревнованиях вместе с родителями. Было огромное количество конкурсов, благодаря которым дети смогли узнать много нового о том, как заботиться о своем теле. Дети остались довольными, их наградили грамотами и призами.

Современное государство, помимо внешней и внутренней экономики, обороны и образования, занимается и многими другими вопросами, которые раньше ложились исключительно на плечи граждан страны. Например, проблема организации оздоровления населения. Ниже мы рассмотрим, как в России проводится пропаганда здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни – неотъемлемая часть жизни взрослого человека, заботящегося о своем самочувствии. Однако так же важно вести пропаганду правильного и здорового образа жизни среди детей и молодежи. Ведь именно в детстве зарождаются и закрепляются полезные привычки. В России этому способствуют специально разработанные программы по сохранению и укреплению здоровья, а также популяризация спорта в целом. Как же построена популяризация здорового образа жизни в РФ?

Здоровье как национальная проблема

Не всегда государство уделяло должное внимание вопросам спорта и здорового образа жизни. В 90-е годы аспекты, формирующие высокое качество жизни населения, ушли на второй план. Пропаганды здорового образа жизни и ценностей физической культуры практически не было. Последствием этого стала неутешительная статистика (данные исследований 2002 года) критериев эффективности здорового образа жизни:

  • сверхсмертность мужчин трудоспособного возраста, влекущая за собой экономический дисбаланс;
  • около 1 миллиона детей освобождены от занятий физкультурой по состоянию здоровья из-за хронических болезней, что создает недостаток физической активности и провоцирует развитие болезней костно-мышечной системы;
  • рост неврозов, депрессий, суицидов, преступности;
  • уровень общей заболеваемости вырос на 15%;
  • количество курящих мужчин до 40 лет увеличилось до 70% от всего населения;
  • табачную зависимость имеет каждый десятый школьник;
  • 20% населения злоупотребляют алкоголем: пьянство влечет за собой несчастные случаи и проблемы со здоровьем;
  • миллионы россиян живут с инвалидностью;
  • снизилась продолжительность жизни.

Но правительство, возглавляемое Путиным В.В., осознало допущенные ошибки и вплотную занялось вставшей перед ним проблемой. В январе 2002 года было проведено заседание Государственного совета по вопросам развития спорта в России, на котором президент озвучил главную идею собрания: здоровый образ жизни – социальный феномен, способствующий развитию сильного государства. Он влияет на поведение человека в быту, на учебе и на производстве, способствует решению оздоровительных, воспитательных и социально-экономических задач. Именно после этого заседания, на котором была определена социальная и личностная значимость здорового образа жизни, вектор спортивного развития страны кардинально сменился. И хоть спорт – лишь один из аспектов ЗОЖ, но он напрямую влияет на качество жизни, демографию, общее здоровье нации.

Лео Бокерия, директор Центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева, считает, что создание особой программы, благодаря которой дети могли бы во имя чего-то заниматься спортом, — это главное, что поможет сохранить здоровье россиян.

Задачи ЗОЖ в современной России

Теперь, когда одной из главных целей государства стало превращение программы по пропаганде ЗОЖ в национальную идею, правительству предстояло заняться целым комплексом мероприятий, основными направлениями которого стали:

  • профилактика психического и физического здорового образа жизни людей;
  • популяризация спорта среди учащейся молодежи;
  • воспитание поколения, способного сказать «нет» пьянству, табакокурению, наркомании;
  • развитие национальных систем спорта и здорового образа жизни;
  • обеспечение доступности занятий спортом всех слоев населения;
  • рождение здорового поколения;
  • создание мощной спортивной индустрии;
  • эффективная реабилитация инвалидов;
  • формирование нового способа освещения в СМИ программы по формированию ЗОЖ и его рекламе.

Сформировав основные требования к организации здорового образа жизни, государство незамедлительно принялось их воплощать.

Основные направления ЗОЖ-деятельности

Для проведения мероприятий, направленных на популяризацию ЗОЖ, необходимо единовременное развитие различных ведомств и министерств, коммерческих организаций, общественных структур, специалистов и ученых. Для реализации задуманного, были сформированы концепции, содержащие в себе программы по пропаганде здорового образа жизни:

  • развития физической культуры и спорта;
  • охраны здоровья населения;
  • государственной политики в области здорового питания;
  • демографического развития РФ.

Эти документы обновляются раз в несколько лет и представляют собой свод основных требований к организации здорового образа жизни, состоящий из общих положений, целей и задач, а также планируемых результатов и средств их достижения.

Во многом государственные направления по ЗОЖ совпадают с основными личностными направлениями по укреплению здоровья, о которых мы рассказываем рубрике.

Здоровое питание

Профилактика ЗОЖ не может проводиться без регламентирования питания населения. Положение от 2010 года содержит в себе следующие критерии достижения здорового образа жизни:

  • расширение отечественного производства в сфере детского, диабетического и другого специализированного питания;
  • разработка образовательных программ по вопросам питания, доступных всему населению;
  • контроль состояния питания населения.

Демография

До 2025 года целями демографической политики РФ являются:

  • стабилизация численности населения на уровне 145 млн. человек,
  • увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет благодаря профилактике здорового образа жизни.

Способы достижения этих целей разнообразны:

  • применение передовых технологий для ранней диагностики заболеваний;
  • улучшение технического и материального обеспечения учреждений здравоохранения;
  • внедрение программ профилактики туберкулеза, онкологических заболеваний и ВИЧ для поддержания здорового образа жизни;
  • процесс организации ЗОЖ у старших возрастных групп населения;
  • мероприятия по сохранению и укреплению здоровья для жителей сельской местности;
  • формирование помощи малоимущим слоям населения (например, материнский капитал и другие социальные выплаты).

Помимо прочего, существуют и правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья, состоящие из различных факторов и функций.

Охрана здоровья населения

Основными принципами, способствующими сохранению и укреплению выносливости и здоровья населения являются:

  • реструктуризация поликлиник, диспансеров, санаторных учреждений;
  • создание Центров здоровья в составе реабилитационных комплексов со сформированной программой по пропаганде здорового образа жизни, рассказывающих населению все об основных принципах ЗОЖ;
  • повышение социальной значимости здорового образа жизни;
  • реклама ЗОЖ в СМИ и др.

По вопросам физической активности в 2007 году был издан Федеральный закон №329, регламентирующий спортивные критерии эффективности здорового образа жизни и устанавливающий экономические, правовые и другие основы деятельности в этой области.

Благодаря государственной поддержке в вопросах социальной и личной значимости ЗОЖ, повышается уровень здоровья у всего населения, что благотворно сказывается на качестве жизни отдельного человека и уровня развития страны в целом.

ФИО автора: Ищенко Никита, студент ГПОУ «Усинский политехнический техникум» (г.Усинск, Республика Коми), специальность: «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», 1 курс.
Научный руководитель: Подгорецкая Людмила Алексеевна
Тема работы: «Пропаганда здорового образа жизни, формирование антинаркотического мировоззрения среди детей и молодежи»

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……..…………...2
1.1. Общая характеристика здорового образа жизни…………………………………………4
1.2. Основы здорового образа жизни………………………………………………………….5
1.3. Проблемы формирования здорового образа жизни у детей и молодежи……………..6
1.4. Пропаганда здорового образа жизни среди детей и молодежи………………………..8
1.5. Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни и антинаркотического мировоззрения среди детей и молодежи на примере государственного профессионального образовательного учреждения «Усинский политехнический техникум»……………………………………………………………...10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………16
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………………………………17
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………………………….18

ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек по своей природе горд и свободолюбив. Никому из нас не чуждо чувство собственного достоинства и желание полноты жизни. Но то, как нас оценивают в обществе, за кого принимают, в полной мере зависит от нас самих, от нашего поведения, от наших действий. Человек волен руководить своими поступками, но есть сила, которая превращает человека в ничто, уравнивает с самым глупым и мерзким созданием. Лишает всего возвышенного, что выделяет его из окружающего мира существ.
ЭТА СТРАШНАЯ СИЛА ЗАКЛЮЧЕНА В НАРКОТИКАХ.
Многие не знают и считают, что наркотики - морфин, кокаин, анаша, план, марихуана, спайс и т.д., являются предметом контрабанды, и совсем выпускают из поля зрения то, что они вызывают стойкое привыкание и болезненное пристрастие к себе, на протяжении долгих лет творят в организме человека свою грязную работу, разлагая его как физически, так и морально.
Человек, потребляющий наркотики в любом виде, становится слабым, легко поддается дурному влиянию, т.к. кора больших полушарий у него блокирована, воля парализована, инстинкт самосохранения у него не срабатывает. Даже при одноразовом опьянении люди становятся легкой добычей и зарабатывают себе различные заболевания.
Цель работы: изучить развитие пропаганды здорового образа жизни, формирование антинаркотического мировоззрения среди детей и молодежи.
Для того чтобы поставленная цель была достигнута, необходимо решить ряд задач:
1. Провести теоретическое исследование проблемы.
2. Исследовать существующую пропаганду здорового образа жизни.
3. Изучить особенности формирования антинаркотического мировоззрения у детей и молодежи.
4. Исследовать мотивы борьбы и мотивы взаимодействия со взрослыми у детей и молодежи при формировании отношения к здоровому образу жизни и антинаркотическому мировоззрению.
5. Провести сопоставительный анализ полученных результатов.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе психологов, социальных педагогов при консультировании родителей на темы предупреждения наркомании, в разработке программ формирования здоровьесберегающей среды, направленных на оптимизацию работы образовательных организаций и коррекцию воспитательных методов, в разработке лекционных курсов «Жизнь без вредных привычек».
Методы исследования: теоретические - анализ научных материалов по проблеме; эмпирические: наблюдение, анализ документов, исследовательские – проведение анкетирования среди обучающихся ГПОУ «Усинский политехнический техникум» и их родителей.
Структура работы: работа состоит из введения, 1 главы с под пунктами, заключения, списка литературы, глоссария и приложения.

1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И АНТИНАРКОТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

1.1. Общая характеристика здорового образа жизни

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого человека, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Существует три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное (социальное):
- физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека правильно функционирует и развивается.
- психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, Оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
- нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться».

1.2. Основы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.
Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.
Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.
Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

1.3. Проблемы формирования здорового образа жизни у детей и молодежи

Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья становится приоритетным направлением развития современной образовательной системы.
Процесс формирования здорового образа жизни подрастающего поколения до недавнего времени идентифицировался с физическим воспитанием. Жизнь, однако, показала, что в век стрессов и неврозов, агрессивности и равнодушия, социальных болезней и экологически неблагополучных условий существования физическому воспитанию не справиться с поставленными задачами по формированию культуры здоровья учащейся молодежи.
Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые впоследствии превратятся в важнейший компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование здорового образа жизни всего общества.
Семья в недалеком прошлом играла, по мнению ряда исследователей из стран Советского блока, существенную и положительную роль в приобщении представителей молодого поколения к занятиям спортом, физкультурой. Группам ровесников, также приписывалась почти такая же позитивная, в целом, роль. Что касается недалекого прошлого, то целый ряд других исследований свидетельствует о том же: как правило, семьи поощряли в большинстве случаев занятия своих детей туризмом, спортом, физкультурой, а в группах ровесников, приятелей существовала кое-где одно время, в 1970-1980-е годы, даже мода на занятия спортом: бокс, борьба, культуризм, восточные единоборства и некоторые другие виды спорта. К сожалению, в наши дни соответствующая картина выглядит куда более печально. Многие родители пьют, курят, употребляют наркотики, подавая тем самым своим детям дурной пример. Доля таких родителей сильно выросла по сравнению с периодом 1970-1980-х годов. В лучшем случае родители работают день и ночь не покладая рук, чтобы заработать «копейку» и «поднять» своего ребенка, соответственно, не уделяя ему порой никакого внимания. До занятий ли здесь туризмом, физкультурой, спортом, прогулками на свежем воздухе? Родители, приходя домой с работы, валятся от усталости, опять-таки снимая стрессы алкоголем или наркотиками. Такое в советское время было явлением не столь частым как в нашу сумрачную эпоху. В компаниях сверстников пропала мода на занятия спортом, на мускулистое тело у юношей; тенденция «унисекс» возобладала: девочки ходят в штанах, мальчики – с серьгами в ушах, губах, бровях, исповедуя в большинстве случаев либо культ «пивного живота», либо тщедушного тощего тела. Попадая в компанию сверстников, ребенок или подросток сразу приобщается к пиву (это в лучшем случае), а нередко сразу начинает «колоться», используя разного рода тяжелые наркотики (героин и другие), зависимость от которых возникает сразу. Употреблять наркотические вещества сегодня некоторые начинают уже с 7-8 лет, их родители в это время, вместо того чтобы воспитывать своих чад, либо пьют, либо зарабатывают, либо живут своей «личной жизнью». По официальным данным, в России на 100 тыс. населения – 240 человек являются постоянными потребителями наркотиков.
Все большая доля молодого поколения становится просто не пригодной для того, чтобы заменить своих отцов и матерей. Очень многие молодые люди не доживают до возраста, когда пора вливаться в категорию работающих. Рождаемость же в стране сейчас крайне низкая.
Анализ имеющегося опыта формирования здорового образа жизни молодежи в процессе образовательной и воспитательной деятельности различных учреждений показывает, что:
- у современной молодежи нет целостного понимания сущности здорового образа жизни;
- забота о здоровье подрастающего поколения в современной системе образования и воспитания построена без учета основных принципов здравоведения, что является малопродуктивным;
- отсутствует целенаправленная научно-организованная система подготовки специалистов, использующих здоровьесберегающую педагогику;
- имеющиеся модели учебно-воспитательного процесса в большинстве случаев не отвечают требованиям системности, последовательности и доступности, поскольку в них основной акцент делается на знания, умения и навыки, а не на самого субъекта воспитания - человека;
- законодательная и нормативная база в отношении охраны здоровья подрастающего поколения не обеспечивает координацию действий федеральных и местных органов, правоохранительных, лечебно-профилактических, образовательных структур и учреждений;
- повсеместно не выделяются необходимые средства на достаточное финансирование программ формирования здорового образа жизни.
Однажды Аристотель вспомнил, наполненные глубочайшей грустью, слова Перикла, который произнес их в своей «Надгробной речи». Выдающийся афинский политический и общественный деятель сокрушенно сказал, «что потеря юношества имеет для отечества такое же значение, как если бы год потерял весну».

1.4. Пропаганда здорового образа жизни среди детей и молодежи

Воспитание - есть процесс воздействия внешней энергии на внутреннюю энергию человека. В результате взаимодействия двух (внутренней и внешней) энергетических систем происходит возбуждение, движение, изменение и развитие генетических человеческих задатков. Воспитание в широком смысле слова является единственным универсальным средством развития. Все человеческие задатки развиваются и функционируют как способности только благодаря воспитанию.
Современная российская образовательная система целью воспитания и обучения ставят подготовку самореализующейся личности к жизни в рыночных отношениях. Каждый после школы обязан сам в конкурентной борьбе выбрать и занять место в общественной иерархии.
Учащуюся молодежь не обучают правилам борьбы за выживание в современных условиях. Человек, не знающий самого себя и не умеющий управлять собой, является игрушкой в руках других людей. Не он управляет своей судьбой, а становится рабом обстоятельств, предрассудков, моды и собственных капризов. Особенно подвержены предрассудкам современной жизни студенты. Дело в том, что студенты - это социальный слой населения, который можно отнести к группе повышенного риска, так как на непростые возрастные проблемы студентов (адаптацию к физиологическим и анатомическим изменениям, связанных с процессами созревания: высокая психоэмоциональная и умственная нагрузка, приспособления к новым условиям проживания и обучения; формирование межличностных взаимоотношений вне семьи) накладывается негативное влияние кризиса практически всех основных сфер общества и государства. Это ведёт к значительному усилению возрастного ухудшения адаптации студентов, следствием чего являются серьёзные медицинские и социально - психологические проблемы, возникающие в той или иной форме у студентов.
Проблема сохранения и укрепления здоровья подростковой студенческой молодежи сложна и многогранна. В современных условиях в связи с изменившейся экономической ситуацией она требует нового подхода к ее решению, ставит перед отечественным здравоохранением задачу гарантированного обеспечения подростковой студенческой молодежи качественной медицинской помощи, поиска новых форм ее организации, в том числе разработка эффективных методов массовых профилактических обследований, гигиенического обучения и воспитания.
Много современных молодых людей, обучающихся в учебных заведениях, являются приверженцами определенного образа жизни, в котором определенным эталоном являются сигареты, наркотики и алкоголь. При чем некоторые данный образ жизни ведут еще со школьной скамьи.
Для воспитания здорового образа жизни, необходимо проникнуть вглубь самой проблемы. Важно выяснить, что послужило причиной ведения не здорового образа жизни, и что способствует ведению здорового образа жизни. Для выяснения этого, во многих образовательных организациях проводится профилактическая работа, направленная на пропаганду здорового образа жизни. А также во многих регионах нашей страны проводятся исследования, направленные на выявление физического, социального и психологического здоровья учащихся. Диагностический анализ состояния их физического, социального и психического здоровья полностью подтверждает прописную истину: у всех разные стартовые площадки жизнедеятельности, разное здоровье, разные судьбы.
Следует отметить, что зачатки образа жизни, закладываются в раннем детстве. Так, дети, которые испытывают некоторые ущемления и внутреннюю тревогу для желания самовыражения, переходят на образ жизни, в котором бытует наркотики и алкоголь. В этих случаях приоритетными задачами коллектива, в котором обучает ребенок (будь то детский сад, школа, техникум или институт), по формированию ЗОЖ должны быть:
- укрепление психического и физического здоровья;
- воспитание потребностей навыков ЗОЖ.
Вышеназванные задачи решаются в трех направлениях: работа с детьми, их родителями и коллективом.
С детьми это:
- физкультурные занятия;
- уроки безопасности;
- физкультурные праздники, спортландии, спортакиады;
- Дни здоровья;
- конкурсы рисунков;
- организация семинаров и встреч с представителями религиозных организаций;
- организация лекций с представителями ФСНК, полиции, комитета по делам несовершеннолетних.
Тесное сотрудничество с семьей считается залогом успеха. Работа с родителями и коллективом осуществляется на основе результатов анкетирования. Затем организуются консультации, беседы, круглые столы с участием различных специалистов, оформляются информационные стенды, проводятся семинары.

1.5. Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни и антинаркотического мировоззрения среди детей и молодежи на примере государственного профессионального образовательного учреждения «Усинский политехнический техникум»

Произошедшие за последнее десятилетие перемены в жизни нашего общества привели к изменениям в различных сферах человеческой деятельности. Ломка старых ценностных ориентиров, произошедшая под влиянием внутриполитических факторов, вызвала рост некоторых негативных явлений в обществе. В частности, произошел рост числа подростков, употребляющих алкогольные напитки, наркотические и токсические вещества, как следствие этого увеличилось число правонарушений, совершаемых подростками, находящимися в состояния алкогольного или наркотического опьянения. Причём возраст людей начинающих употреблять алкоголь и наркотики неуклонно снижается.
Психофизиологическая неустойчивость, подверженность детско-подросткового контингента стрессу на фоне снижения уровня жизни, безработицы и других негативных проявлений в семьях приводит к поведенческим расстройствам, к протесту обществу, школе, родителям и, тем самым, приобщению к наркотикам.
В этих условиях важно формирование уверенности и позитивного отношения к себе, развитие навыков самовыражения личности. Подобный подход к профилактической работе по проблемам наркомании позволяет выбрать осознанную жизненную позицию, нивелировать факт искусственной эйфории как критериев отдыха, радости и достижения успеха, сформировать рациональные системы опознания удовольствия. Анализ статистических данных приводимых СМИ, показывает, что каждый пятый подросток уже имеет опыт одурманивания и наблюдается картина постоянного роста употребления наркотиков в детской среде. И самое главное, что к наркотическому соблазну не существует какого-то определенного социального иммунитета, а опасность заражения оказывается одинаковой как для традиционной группы риска, так и для тех, кто не вызывает тревоги.
Действительно, навсегда запретить или уничтожить наркотики невозможно, но развитие в каждом человеке системы личного противостояния им - реальная и практически вполне выполнимая задача. Поэтому чтобы такого желания не возникло нужно успешно строить отношения с окружающим миром - решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений, найти себе занятие «по душе».
В ГПОУ «Усинский политехнический техникум» обучается 530 человек в возрасте от 16 до 23 лет. Ежегодно администрацией техникума составляется не только учебный план, но и план воспитательной работы, проводимый со студентами техникума, а так же план по профилактике употребления студентами психоактивных веществ, план совместной профилактической работы инспектора ОПДН ОВД г.Усинска с ГПОУ «УПТ» по предупреждению и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Воспитательная работа осуществляется в соответствии с Концепцией воспитательной системы техникума, на основе тематического и годового, месячными планами.
В состав отдела по воспитательной работе входят: заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог, воспитатель общежития и классные руководители.
В техникуме функционирует Методический Совет кураторов, где обсуждаются вопросы планирования, проведения, анализа общетехникумовских внеаудиторных мероприятий, участие в городских, региональных, республиканских мероприятиях. Классные руководители совместно с педагогом-психологом проводят тестирование обучающихся с последующим анализом полученных результатов, на их основе вносят коррективы в воспитательную работу с группой.
В организации воспитательного процесса техникума важную роль играет военно-патриотическая работа. Студенты техникума активно участвуют в месячниках по патриотической и спортивной работе, в городских и районных акциях, праздничных мероприятиях, посвященных Дням Воинской Славы, памятным событиям и датам истории России, День Победы, День призывника, военно-спортивных соревнований, тематических вечеров, выставок, мероприятий, направленных на изучение и популяризацию государственной символики, День города. В техникуме сложилась система организации уроков мужества с участием ветеранов ВОВ, с участниками локальных конфликтов, представителями военкомата, семинаров, конкурсов по тематике патриотического воспитания.
Одним из направлений воспитательной работы в техникуме является гражданское воспитание. В рамках данного направления были проведены видеолектории «Усинск - вчера, сегодня, завтра», «Конституция РФ - основной закон страны», встречи с депутатом Государственной Собрания, с руководителем администрации МО ГО Усинск Хахалкиным Станиславом Юрьевичем, и.о. главы городского округа – председателя совета муниципального образования городского округа «Усинск» Серовым Михаилом Альбертовичем.
Особое внимание уделялось вопросам правового просвещения и правового воспитания обучающихся, прежде всего несовершеннолетних, системно велась работа по профилактике правонарушений. Согласно плану были проведены цикл классных часов «Имею право», «Как вести себя среди людей», «Проблемы молодежи. Проблемы подростка», родительские собрания, оформлены «Уголки правовых знаний» в техникуме и общежитии, Совет по профилактике правонарушений педагог-психолог и классные руководители занимаются с обучающимися «группы риска», проводят с ними индивидуальные беседы, работу с родителями, рейды в общежитии и по домам.
В техникуме ведется систематическая работа по формированию навыков ЗОЖ и профилактике наркотической, алкогольной, табакокурения и иных видов зависимостей, инфекционных заболеваний, в том числе и ВИЧ, и приобщение к спорту, просветительская работа по личной гигиене.
Студенты техникума приняли участие в акциях «Молодежь Усинска за здоровый образ жизни», «Я выбираю жизнь», размещалась разнообразная тематическая информация: «Курить или не курить», «Пивной алкоголизм», «Исповедь наркомана» и др.
Проводимая в техникуме спортивно-массовая работа способствовала реализации целевых установок учебно-воспитательной деятельности техникума.
За время работы проведены следующие мониторинги:
- занятие учащихся во внеурочное время.
По результатам мониторинга студенты, у которых свободное время ни чем не было занято - устроены в спортивные секции, организованные при техникуме.
ГПОУ «Усинский политехнический техникум» систематически принимает участие в:
- заседаниях КПДН в лице представителя от техникума;
- заседаниях Совета Профилактики;
- заседаниях Малых Пед.советах;
- взаимодействие с органами опеки г.Усинска;
- взаимодействие с полицией г.Усинска.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С каждым годом катастрофически ухудшается здоровье детей, и эта проблема грозит обернуться вымиранием нации. Негативные изменения здоровья у обучающихся обусловлены такими факторами: чрезмерно высоким уровнем учебных нагрузок, недостаточной физической активностью детей, подростков. Безразличным отношением к своему здоровью.
Как показывает статистика, первая встреча с наркотическими веществами происходит иногда в 8 - 10 лет, но чаще всего - в подростковом возрасте, когда у детей может возникнуть так называемый «кризис взросления».
С возрастом здоровье учащихся всё больше становится социально зависимым. Одновременно у детей широкое распространение получают вредные привычки.
Анализ научной литературы и исследовательская работа показали, что, несмотря на значительное количество публикаций по проблеме пропаганды здорового образа жизни и формирования антинаркотического мировоззрения среди детей и молодежи, наблюдаются тенденции:
- снижение возраста подростков, употребляющих алкоголь, наркотические средства и табачную продукцию;
- увеличение доступности наркотических изделий;
- расширение спектра потребляемых психоактивных веществ, многие из которых оказывают более разрушительное действие по отношению к здоровью;
- изменение социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотики, алкоголь и формирование на этой основе особой молодёжной субкультуры, ведущей ценностью которой является свободное время провождение в сочетании с употреблением алкоголя и других наркотиков как стиль жизни.
Обострение проблемы наркозависимости среди детей, подростков и молодёжи стало побудительной причиной разобраться в этой проблеме лучше, и помочь понять важность этой проблемы для здоровья людей.
На основании этих выводов можно сформулировать следующие рекомендации по работе с детьми и молодежью для педагогов образовательный организаций:
1. Вовлекать детей и молодежь во внеурочные занятия.
2. Проводить профилактические беседы, встречи, классные часы с представителями полиции, гос.наркоконтроля.
3. Проводить профилактические беседы, встречи, классные часы с представителями отделения наркологии.
4. Проводить профилактические беседы с родителями детей и молодежи о необходимости соблюдать ЗОЖ.
5. Показывать учащимся позитивно сформированное отношение к здоровому образу жизни и антинаркотическому мировоззрению на личном примере (педагогам – ходить вместе с учащимися в поход, в лес, участвовать вместе в спортакиадах и т.д.)
Рекомендации родителям для профилактики и формирования позитивного отношения к ЗОЖ:
1. Всегда сидите за совместной трапезой всей семьей.
2. Организуйте семейные поездки (еженедельно, ежемесячно или ежегодно), которых дети ждали бы с нетерпением, как семейной встречи.
3. Говорите с детьми, слушая их.
4. Не наказывайте детей в присутствии других и всегда хвалите их, чтобы подкрепить их хорошее поведение.
5. Всегда помогайте решать проблемы вашим детям.
6. Всегда помогайте ребенку выпутываться из сложных ситуаций и способствуйте тому, чтобы он принимал ответственность на себя.
7. Поощряйте детей к выражению своих чувств (высказыванию своих эмоций).
8. Дайте детям почувствовать, что их ошибки - это поправимо.
9. Всегда доверяйте своим детям.
Какие качества нужны родителям, чтобы вылечить ребенка от наркозависимости:
1. Понимание серьезности создавшегося положения, насколько адекватно и серьезно воспринимает беды ребенка, любить его и ценить его здоровье.
2. Доброта и искреннее желание помочь ребенку.
3. Способность во имя ребенка идти на уступки и жертвы.
4. Способность встать на сторону ребенка, посмотреть на себя его глазами.
5. Готовность к переменам.
6. Контроль над своими чувствами и поступками.
7. Терпение и последовательность.
8. Согласие в семье и участие обоих родителей в воспитании и лечении ребенка.
9. Вера в положительные результаты лечения.
Изучив всесторонне проблему формирования отношения к здоровому образу жизни и антинаркотическому мировоззрению у детей и молодежи, проведя исследования и сделав выводы, мы можем заключить, что поставленные задачи работы были выполнены, результаты достигнуты. На основании всего вышесказанного мы понимаем, что только вместе мы сможем дать качественный ответ на предложение попробовать наркотики и честно ответить: «МЫ ГОВОРИМ НАРКОТИКАМ – НЕТ!».







Список литературы
1. Бобрицкая В.И. Формирование здорового образа жизни у будущих учителей: монография / В.И. Бобрицкая. - М.: ООО Полиграфический центр «Скайтек», 2006
2. Гендин А.М. Условия и факторы формирования здорового образа жизни учащейся молодёжи в современных условиях / А.М.Гендин, М.И.Сергеев, В.И.Усаков и др. - Красноярск: РИО КГПУ, 2004
3. Казаковцева Т.С, Косолапова Т. Л. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях / Т. С. Казаковцева, Т. Л. Косолапова// Начальная школа.- 2006.- № 4.
4. Назмеева Г.М. Социальные работники в пропаганде здорового образа жизни / Г.М.Назмеева // Современные наукоемкие технологии. - 2005. - № 4
5. Овчаренко В. Педагогическая профилактика наркомании / В. Овчаренко // ОБЖ.- 2005.- № 3
6. Потемкина А.В. Формирование здорового образа жизни: опыт библиотек, работающих с молодежью / А.В. Потемкина // РГБМ. – 2010
7. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие / И.И. Соковня-Семенова. - М.: Издательский центр «Академия». 2000

Интернет ресурсы:

Http://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/word/formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni/
http://universal_ru_en.academic.ru/2265541/пропаганда_здорового_образа_жизни

Глоссарий
Формирование здорового образа жизни - это комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья; пропаганду здорового образа жизни; мотивирование граждан к личной ответственности за свое здоровье; разработку индивидуальных подходов по формированию здорового образа жизни; борьбу с факторами риска развития заболеваний; просвещение и информирование населения о вреде употребления табака и злоупотребления алкоголем; предотвращение социально-значимых заболеваний; увеличение продолжительности активной жизни.
Пропаганда - (от лат. propaganda подлежащее распространению) популяризация и распространение политических, филосовских, религиозных, научных, художественных или иных идей в обществе посредством устной речи, средств массовой информации, визуальных или иных средств.
Здоровый образ жизни - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки
зрения сознания, психологии человека, мотивации.
Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани
между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы - укрепление здоровья индивидуума.
Наркомания (от греч. - оцепенение, сон, и безумие, страсть, влечение) - хроническое
прогредиентное заболевание, вызванное употреблением наркотических веществ.
Антинаркотическая пропаганда -пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного
отношения к наркомании.

Здоровый иногда можно сравнить с огнетушителем, висящим на стене. О нем все знают, но вспоминают лишь при крайней необходимости. А ведь сегодня моде, а следование принципам ЗОЖ зачастую становится предметом гордости по-настоящему целеустремленных и волевых людей. Вопреки распространенному мнению, такой подход уж точно не превратит вашу жизнь в муку, а, напротив, поможет упорядочить ее. Так что ознакомиться с принципами, направленностью и основами ЗОЖ никогда не будет лишним.

Немного информации

Формирование принципов ЗОЖ сегодня считается весьма востребованной темой, касающейся любого человека, будь то ребенок или взрослый. Зачастую культуру правильного образа жизни родители стараются привить малышу еще в дошкольном возрасте. Детские сады, учителя, университеты, СМИ сегодня активно занимаются пропагандой принципов ЗОЖ и его составляющих: всевозможных диет, гимнастики и тренировок. И причин у развития подобной тенденции множество.

Этот тренд объясняется тем, что современная жизнь каждого человека требует больших вложений физического труда, времени, а в некоторых случаях, и здоровья для достижения поставленных целей. Такое положение существенно усугубляется пагубной экологией, длительным пребыванием в сидячем положении, низкокачественными продуктами и неправильно подобранным рационом, вредным излучением со стороны техники и множеством других факторов, которые влияют на самочувствие.

Несмотря на то что нынешняя медицина достигла значительных результатов в терапии всяческих патологий, нередко она оказывается абсолютно бессильной в ситуациях, когда организм попросту неспособен бороться с пороком даже при помощи различных препаратов и физиотерапевтических процедур. А для того чтобы предотвратить возникновение подобных случаев, необходимо знать и придерживаться специальных профилактических мероприятий и основных принципов ЗОЖ.

Что подразумевает здоровый образ жизни?

ЗОЖ - это определенный навык человека, который предполагает способность осуществлять специальные действия либо, наоборот, отказываться от некоторых мероприятий. Он направлен на сбережение и улучшение здоровья, а также профилактику разнообразных патологий.

Владеть и следовать принципам ЗОЖ означает иметь представление о том, что полезно, а что вредно для организма, как дисциплинировать себя, выстроить подходящий режим дня. Кроме того, очень важно выполнять определенные процедуры и отказаться от пагубных продуктов.

Следовать основным принципам ЗОЖ означает прежде всего по максимуму продлить собственную жизнь, а также предотвратить возникновение большинства заболеваний не только в молодости, но и в зрелом возрасте.

Зачем придерживаться здорового образа жизни?

У каждого человека имеются собственные психологические и физические особенности, некоторые из которых являются наследственными. Так, одни люди, не прибегая к каким-либо тренировкам и определенным диетам, всегда остаются в хорошей физической форме, другие не склонны к простудным болезням, благодаря чему их практически невозможно заразить зимой, а кое-кто обладает удивительной способностью спать всего лишь 4 часа в сутки и при этом оставаться бодрым. Все эти особенности представляют собой исключения из правил, которые характерны лишь некоторым людям. Конечно же, на всей планете просто не существует безупречно здорового человека, обладающего всеми описанными качествами. Именно поэтому очень важно знать о своих уязвимых местах и научиться предпринимать все нужные меры для предотвращения множества болезней. В этом и заключается направленность и роль биологических принципов ЗОЖ.

Использование этих знаний может понадобиться каждому человеку в различных ситуациях. К примеру, применение принципов ЗОЖ позволяет:

  • грамотно заниматься воспитанием детей;
  • жить гораздо дольше и чувствовать себя намного лучше;
  • не навредить своему здоровью, прокладывая себе жизненный путь.

Примечательно, что культура ЗОЖ воздействует на качество жизни любого человека, что обуславливается достижением долголетия, способностью полноценно осуществлять социальные задачи и принимать активное участие в трудовой, семейной и общественной сфере. Как видите, достоинств у столь модного направления действительно множество.

Кратко об основных принципах ЗОЖ

Сегодня об особенностях здорового образа жизни не знает, наверное, только разве что глухой. Ведь о них постоянно упоминают в телепередачах, статьях, печатных изданиях и различных семинарах. Многие думают, что ЗОЖ - это всего лишь очередное модное веяние. Но в действительности это совсем не так. Ведь соблюдение принципов ЗОЖ дает уйму преимуществ, необходимых каждому человеку.

Разумеется, придерживаться этих правил способна только сильная, целеустремленная и волевая личность. Однако за возможность прекрасно выглядеть, превосходно чувствовать себя, быть здоровым уж точно стоит побороться, проявив все необходимые качества.

Можно назвать несколько основных принципов здорового образа жизни. ЗОЖ подразумевает их постоянное соблюдение. Хотя некоторые из них требуют определенных усилий и ограничений.

Хорошо отдыхать каждую ночь означает не только дать организму необходимые силы для наступающего дня, восстановить баланс, но и придать своему внешнему виду большей красоты. Ведь не зря не выспавшегося человека можно запросто узнать по отекам и синеве на лице, а также ненормальному оттенку кожи и уставшему взгляду. Но плохой внешний вид - это только половина проблемы.

Регулярное нарушение сна, его дефицит негативно воздействует на общее состояние всего организма. Именно на фоне недостатка отдыха может страдать сердце, повышаться давление, сбиваться нормальная работа пищеварительного тракта. Именно поэтому хороший сон является одним из основных принципов ЗОЖ.

Пожалуй, невозможно не согласится с тем, что полноценный здоровый образ жизни попросту невозможен без регулярных занятий спортом. Современный ритм зачастую не оставляет возможности для проявления необходимой активности, ведь повсюду люди сидят: в машинах, автобусах, на работе, за компьютером, в школе.

Именно из-за отсутствия подвижности сердце перестает интенсивно перегонять кровь по сосудам, мышцы ослабевают, скапливается лишний жир и появляется масса других неприятных проблем. Если у вас нет возможности периодически ходить пешком, смените прогулку на утреннюю гимнастику либо короткую пробежку. При этом упражнения не должны быть слишком утомительными и длительными.

Такие тренировки необходимы лишь для того, чтобы немного размять мышцы после ночного отдыха, избавиться от сонливости, подготовив таким образом организм к нормальной работе. На протяжении всей жизни следует придерживаться активного физического образа жизни.

Необходимо выбрать какой-то определенный вид спорта либо занятие, которое даст возможность поддерживать тело в тонусе. При этом, конечно же, желательно отдать предпочтение тренировкам, доставляющим максимум удовольствия и позитивных эмоций. Это может быть аэробика, любые танцы, плаванье, йога, фитнес. Регулярные, не слишком утомительные занятия станут залогом прекрасной фигуры, упругой кожи, привлекательного оттенка кожи. Другими словами, спорт - это не только внутреннее здоровье, но и внешняя красота.

Именно грамотно подобранный рацион, а не всевозможные диеты, поможет сохранить здоровье и даже продлить жизнь. Принципы правильного питания на самом деле совсем несложны и придерживаться их не так уж тяжело. Полноценный рацион вовсе не означает употребление в пищу одних только листьев спаржи, салата и проросших зерен пшеницы. Правильная пища - необязательно невкусная, унылая еда, она тоже способна приносить уйму удовольствия. Если кратко, принципы ЗОЖ предполагают соблюдение всего нескольких основных пунктов:


Тем, кто придерживается уже описанных принципов ЗОЖ, выполняя хотя бы минимальное количество физических упражнений и правильно питаясь, избыточная масса тела уж точно не грозит, ведь ей попросту неоткуда взяться. Но контролировать собственный вес на протяжении всей жизни действительно необходимо, пытаясь при этом не допускать возникновения лишних килограммов.

Никакого правильного образа жизни у полного человека быть не может. Ведь лишний вес означает трудности в работе всех органов, поскольку жир накапливается не только под кожей, но и внутри: на печени, легких, желудке и даже сердце. Это, в свою очередь, повышает нагрузку на конечности и позвонки, на фоне чего развиваются различные патологии суставов.

Этот пункт зачастую для многих людей становится своеобразным камнем преткновения. Ведь для большинства именно его выполнение является самым сложным. А все потому, что такие пагубные привычки, как курение, прием различных наркотиков, чрезмерное употребление спиртного создают иллюзию эпизодического счастья, при этом нанося здоровью по-настоящему сокрушительный удар.

Можно придерживаться хоть сорока принципов ЗОЖ, но присутствие в вашей жизни пагубной зависимости сведет любую пользу на нет. Без отказа от подобных привычек никакого правильного образа жизни не будет. Так что без решимости и силы воли здесь, пожалуй, не обойтись.

Личная гигиена

Соблюдение элементарных правил необходимо не только для того чтобы избавиться от неприятного амбре. В действительности личная гигиена, выступающая в качестве одного из принципов ЗОЖ, нужна именно для сбережения здоровья.

Ведь на грязной коже, в неухоженной ротовой полости, в слоях пота можно обнаружить благотворную микрофлору для размножения пагубных бактерий. Соблюдение элементарных правил позволяет предотвратить развитие множества малоприятных заболеваний. Помимо этого, наверное, ничто так не способствует положительному отношению к вам окружающих людей, как приятная наружность, аккуратность, отсутствие посторонних запахов.

Режим дня

Как грамотно составленное расписание и здоровый образ жизни связаны между собой? В действительности все очень просто! Чтобы придерживаться принципов ЗОЖ, необходимо не только трудиться, но и уделять время активным занятиям, полноценному отдыху и сну. А как же вместись все эти пункты в одни сутки, если не создать для себя оптимальный режим дня?!

На самом деле только поначалу кажется, что придерживаться его совсем несложно. Разумеется, в первые дни соблюдения удобного графика, не отступать от него бывает сложновато. Ведь частенько очень хочется пробежку сменить на отдых в теплой постели, пропустить кое-какие тренировки ради очередной серии любимой киноленты. Но все же постепенно режим дня войдет в привычку и придерживаться его будет довольно-таки легко.

Закаливание

Медики уже давно научно доказали, что человек, который не боится холода, болеет в 8 раз меньше, по сравнению со своими ровесниками. Так что выводы делайте сами. Закаливать свой организм можно при помощи солнца, снега, воздуха и воды. Здесь важно только одно - делать все постепенно. Ведь обливание ледяной водой без соответствующей подготовки не просто не закалит ваш организм, а, наоборот, приведет к печальным результатам. Время и сложность любой подобной процедуры следует увеличивать постепенно.

Обучение населения принципов ЗОЖ - не просто модная, но и полезная тенденция, которая практикуется почти во всех современных странах. Со школьной скамьи детям рассказывают о необходимости соблюдения здорового образа жизни. И происходит это совсем недаром. Сегодня именно пропаганда принципов ЗОЖ помогла многим людям отыскать в себе силы, чтобы поправить свое здоровье и даже избавиться от множества серьезных заболеваний.



Copyright © 2024 Алименты. Развод. Дети. Усыновление. Брачный договор.